Народни запас (narodni zapas — «народная борьба»; «национальная борьба») или запас (zapas — «борьба») — традиционная чешская борьба. На протяжении многих столетий она практиковалась в нескольких основных разновидностях.

Так одним из наиболее распространенных видов народной борьбы у чехов является борьба «на поясах» — za pasy, zaopasky или zapas za opasky. В этом виде борьбы соперники захватывают друг друга за пояса (pas) и пытаются опрокинуть на землю или, как это встречается в некоторых местах, заставить соперника коснуться земли лопатками. Во многих местах Чехии существует правило каждой паре бороться «до трех раз»: по результату трех схваток определяется победитель.

Близкой по правилам и технике к поясной борьбе является борьба «в обхват» (zapas v obchvatu), которая, как и упомянутая выше борьба «на поясах», особенно часто встречалась в сельских районах.

С древнейших времен известна борьба вольного стиля — zapas ve volnem slohu. Когда она появилась у чехов и во многом близким им по культуре и языку словаков, точно не известно, однако судя по сохранившимся изображениям и литературным памятникам, уже в XII в. такая борьба пользовалась большой популярностью, особенно, в городах. Например, ее изображение есть в кафедральном соборе XIII в. в Лозанье.

В борьбе вольного стиля были разрешены практически любые захваты за одежду и тело соперника, как выше пояса, так и ниже. Кроме того, в период Средневековья в вольной борьбе допускались отдельные удары руками и пинки ногами, причем, частично, это правило сохранялось вплоть до начала XX века.

В одной из разновидностей вольной борьбы — zapas uchopem za rurku («борьба с захватом за руку») удары не допускались, а захваты за одежду (прочная куртка) проводились только выше пояса. Технический арсенал этой борьбы отличается разнообразными приемами с воздействием ногами на ноги соперника (dat stolicku -«подножки»). По мнению некоторых исследователей именно эта борьба изображена на одной из иллюстраций в книге «Великая дидактика» известного чешского педагога Яна Амоса Каменского (1592-1671).

Можно сказать, что в средневековых городах вольная борьба по популярности опережала все остальные ее виды. Подтверждением этому является литературный памятник XV в. — литературные записки Вацлава Шашека из Биржкова, сопровождавшего в странствиях Льва из Рожминталя, являющегося приближенным короля Иржи из Подебрад в 1465-1467 гг. Историк спорта с мировым именем, Вера Оливова в одной из своих работ пишет:

«В Брюсселе герцог послал приглашение Яну Жебровскому из свиты Льва «прибыть с несколькими старшими чешскими рыцарями, желающими принять участие в борьбе. Когда пан Ян спросил, как они будут бороться — обнаженными или в кафтанах, ему ответили, что по местным обычаям принято бороться в одежде и что при поединке нельзя хватать за ноги, в остальном же разрешено использовать все приемы, чтобы повалить на землю».

Из текста следует, что борьба была главным образом народной забавой, которая демонстрировалась для развлечения знати. Некоторые дворяне держали для этой цели профессиональных, оплачиваемых борцов…

Судя по тому, что чешский автор был удивлен правилу, запрещающему применять в борьбе хваты ниже пояса, в Чехии такого правила не существовало. Далее из повествования можно заключить, что в Чехии принято было бороться как в одежде, так и с обнаженным торсом. Исходом поединка считался момент, когда один из соперников  оказывался поваленным на землю».