Навхрест или, иначе, в обхват; на силу; за поперек; у ручки братися; за крижГ; навкриж; накресь; силомщь; потд пахви; на лопатки; потдсилу — вид традиционной народной борьбы украинцев, в которой борцы охватывают туловище один другого руками крест-накрест и сцепляют пальцы рук «в замок» за спиной соперника. В таком положении соперники состязаются до конца схватки: «по нашим деревенским правилам должен быть обоюдно равный захват. Это правило соблюдалось всегда и всеми».В большинстве регионов Украины, где был популярным этот вид борьбы, устоявшимися правилами запрещались различные броски с помощью ног, а в некоторых селах современной Черкасской области за нарушение этого правила члены «парубоцьких громад» («объединения парней») могли провинившегося даже побить. С другой стороны, борьба с применением бросков с помощью ног все же имела место и встречалась локально как в восточных, так и в западных областях Украины.

Упершись друг в друга плечами, грудьми или головами («как два барана рогами»; «как два бугая»), состязающиеся стремились победить в борьбе навхрест с помощью таких приемов, как залом спины (иногда спину заламывали вплоть до травмы), «стискання грудей» (сжимание туловища) — порой аж до потери сознания, бросок через себя с прогибом, бросок через бедро, бросок с вращением вокруг своей оси, приема «засунути в землю» (поднимали и резко опускали соперника так, чтобы он ударился прямыми ногами об землю) и др. Победителем становился тот из борцов, кто «подужае i покладе на землю опонента» («осилит и положит на землю оппонента»).

Встречалось также правило, согласно которому (как и в борьбе навручки), победителем мог стать только тот из борцов, который раскладывал лежащему на земле сопернику руки в разные стороны «крестом» («хрестом»). Этот факт, в свою очередь, указывает еще на одну характерную особенность данной локальной разновидности борьбы — после успешно проведенного броска борцам разрешалось отпускать взятый в начале схватки захват. Известный во всем мире прославленный украинский борец Александр Мазур писал, что в селе Поповка Винницкой области, где он провел свое детство и юношество, для победы не обязательно нужно было бросить соперника на спину: «Главное заключалось в том, чтобы повалить соперника на землю, не обязательно на лопатки. Подножки запрещались». В некоторых местах восточных районов Украины для победы было достаточно заставить соперника коснуться земли коленом или любой частью тела выше колена (кроме стопы). В ряде других регионов победитель для полного подтверждения своего преимущества обязан был бросить или опрокинуть своего соперника на землю не один, а несколько раз. Например, на Винничине существовало правило «до трех раз». То есть, одного падения кого-либо из борцов-соперников для выявления победителя было не достаточно.

Кроме поединков по правилу «один против одного», в которых гарантом победы являлось индивидуальное мастерство борца, проводились также и групповые соревнования в борьбе навхрест. Здесь главным залогом победы выступало борцовское умение целого коллектива. Одно из описаний такой групповой борьбы, встречавшейся в Киевской губернии, дает известный исследователь украинской этнографии и этнологии Степан Килимник: «…собираются парни, делятся на две группы, выбирают атаманов. Становятся одна против другой на расстоянии 10-15 метров. Атаманы дают команду: «До бою!».

Группы сходятся и схватываются попарно руками крест-накрест и стремятся один одного повалить на землю на лопатки, то есть, положить соперника лицом вверх. Поверженный не имеет права вставать до окончания игры. Победа остается за той компанией, которая больше «положила на лопатки» противников. Атаманы оглашают конец бою. Каждый побежденный должен на своей спине, как «Конь» возить победителя. После этого перестраиваются в новые шеренги (смешивают с обоих поровну) и игра начинается заново». В одном из вариантов групповой борьбы, который имел место в прошлом в Подолии, участник одержавший победу над «своим» личным соперником имел право прийти на помощь другому члену своей команды и борьба «в обхват» перерастала в борьбу «вольного стиля», где один человек мог противостоять нескольким противникам.

Следует отметить, что подобно другим видам традиционной украинской борьбы, во время соревнований не существовало ни весовых категорий, ни ограничений по времени. Правда, иногда, деление пар производилось по росту борцов. Кроме того, при организации схваток очень строго следили за тем, чтобы соблюдалась возрастная диференциация. Александр Мазур, вспоминая о начале своего участия в схватках по народной борьбе, пишет: «Однако я ни разу еще не боролся со взрослыми, так как по молодости лет еще не заслужил почетного права называться парубком. Взрослые глядели на меня, как на хлопца; то что я ростом был выше многих из них, в расчет не принималось, и бороться со мной считалось если не зазорным, то, во всяком случае, не делающим им чести».

В прошлом некоторые из сельских борцов проводили специальные тренировки по борьбе, причем отдельные упражнения отличались самобытностью и оригинальностью. Так, в Буковине имели место упражнениях с деревом: охватывание, сжимание обеими руками ствола дерева, «вырывание с корнями» и т.д. и т.п.