Нгорчан; нёрчан (чумиканские эвенки); морчан (подкаменно-тунгусские эвенки); норшан (токминские эвенки) — традиционная борьба эвенков, одного из народов Севера России; проживают также в Китае, где они больше известны как орочоны и о-лунчунь. Известна в нескольких основных видах, наиболее популярным из которых является борьба «на поясах».

Судя по этнографическим материалам, в этой борьбе участники «хватали друг друга за пояс, упирались плечами, стараясь бросить соперника на землю». Борьба носит выраженный силовой характер и проводится без использования подножек, подсечек и обвивов ногами: «В процессе состязания один борец старался оторвать от земли другого; подножка не допускалась». Во многих местах для победы было достаточно заставить соперника коснуться земли (снега) любой частью тела выше колена, включительно. Это подтверждают наблюдения Р. Маака, совершившего путешествие по Амуру в середине XIX в. В его записях читаем:

«Любимое увеселение здешних жителей, кроме гонки на лодках, составляет борьба, и сегодня мы имели случай видеть эту молодецкую потеху. По первому предложению, два здоровых тунгуса схватили друг друга за пояса и, силясь побороть, начали качать один другого; долго нельзя было решить, который из двух останется победителем: оба стояли твердо и победа клонилась то на ту, то на другую сторону, но, наконец, один из них ловко пошатнул своего противника, и тот грянулся оземь при общем хохоте всех зрителей. Несколько раз повторялось такое состязание;… ».

Часто для определения победителя в силу вступало правило «трех падений» -победитель определялся по количеству падений соперника в трех схватках. Если соперник был брошен два раза из трех, он считался проигравшим. Это правило часто фиксируется у эвенков-орочонов Китая, где состязания в традиционной борьбе пользуются большой популярностью и в наши дни.

Иногда эвенкийские воины устраивали схватки в форме так называемого воинского поединка (мата), когда между собой соревновались военные вожди — сонинги (по-другому, нёрамни; иничэн) двух враждующих стойбищ или племен. В этом случае борьба начиналась как своего рода танец, переходящий затем в свободное единоборство: «После этого устраивали большой танцевальный круг, в который вставали мужчины обеих воюющих сторон. Когда темп пляски становился достаточно высоким в круг входил один из сонингов и задавал еще более высокий темп, которого не могло выдержать большинство танцующих. Второй сонинг отвечал на вызов и, войдя в круг, брал первого за руки и включался в танец. Не прерывая движения по кругу, они начинали с силой жать друг другу руки и, строго по очереди, пытались рывком заставить противника потерять равновесие и коснуться коленом земли. После того, как кто-то оказывался побежденным, начиналась рукопашная схватка: в которой также надо было заставить противника упасть на колени».

Схватки в борьбе между мужчинами и юношами часто проводились в свободное от работы время. Исследователь Г.Василевич пишет: «Взрослые мужчины летом во всякое время любят бороться». Также борьба была непременной составляющей ряда праздников и семейных торжеств, например свадьбы, где борцы выставлялись «со стороны невесты и жениха». Воины соревновались и упражнялись в борьбе во время периодически проводимых воинских тренировок и игрищ на специальных площадках эвикит, под руководством опытных, мастерски владеющих воинским искусством наставников.

Кроме вышеописанной борьбы эвенкам были известные некоторые простейшие виды состязательной борьбы, как, например, следующая: «Участники садились друг против друга, упираясь коленями. Каждый хватал одной рукой за затылок соперника, другая рука упиралась ему в грудь. Цель состязания заключалась в том, чтобы пригнуть голову соперника. Обычно в этом виде состязания принимали участие самые сильные мужчины».

В перетягивании локтевыми сгибами двое участников, сидя боком друг к другу, сцепляли согнутые в локте руки и тянули соперника на свою сторону. Победителем признавался тот, кто вынуждал соперника распрямить руку. В перетягивании пальцами победителем признавался тот, кто перетягивал соперника на свою сторону на длину руки до локтя; поражение засчитывалось и тому, кто допускал расцепление пальца.