Борьба у нубийцев или нуба, группы народов (донгола, махас, кунуз, масакин и другие), проживающих на севере Судана и юге Египта (историческая область Нубия), известна с древнейших времен. По утверждению самих нубийцев бороться они научились у обезьян, когда их далекие предки наблюдали за схватками этих животных, а затем сами стали делать то же самое.

Борцы из Нубии славились своим мастерством еще во времена царствования фараонов Древнего Египта, с подданными которых они соревновались. Историк спорта Ласло Кун пишет: «На храмовых празднествах Рамзеса II (1290-1223 гг. до н.э.) стали уже проводится соревнования по борьбе и фехтованию на палицах с представителями Нубии, Ливии и других народов, которыми в соответствии с установленными правилами руководили судьи».

Отметим, что уже в то время борьба для нубийцев была не просто состязанием, но также являлась дисциплиной, которая входила в комплекс военно-физического воспитания. Вера Оливова, анализируя физическую культуру и спортивные дисциплины населения Древнего Египта, приходит к выводу, что: «Борьба применялась и для тренировок войска, количество которого увеличился в эпоху Среднего царства. В период Нового царства появляются воины — профессионалы. По всей видимости, в составе войска имелись специальные отряды борцов. Подтверждением этой догадки, служит надгробный рисунок (приблизительно 1410 г. до н.э.), изображающий группу нубийских воинов, один из них держит в руках штандарт с двумя нарисованными борцами».

Борьба у современных нубийцев не просто вид спорта или составляющая традиционных боевых искусств, а значимое социальное явление. Немецкий кинорежиссёр и фотограф Лени Рифеншталь, которая провела несколько месяцев в племени нубийцев, отмечает, что борьба — «это отличительный признак нубийского образа жизни… Борьба порождает в болельщиках, то есть, во всей «неиграющей части обитателей деревни, самое страстное почитание общественных установлений и ощущение эмоциональной причастности… Значимость этого как выражения мировоззрения племен месакинов и коронго трудно переоценить: это есть выражение в видимой социально значимой форме незримого мира разума и духа».

Бороться здесь учаться с самого раннего детства. Как подчеркивает один из исследователей: «у нуба дети еще недостаточно хорошо научившись стоять, уже пробуют бороться»650. Другой исследователь пишет: «Борьба играет большую роль в жизни этого народа. Оба пола занимаются ею. В некоторых местностях женщины устраивают борьбу один раз в год; мужчинам при этом запрещалось».

Соревнования являются неизменным элементом традиционных нубийских праздников, при этом, в каждом из них борьба несет определенную смысловую нагрузку. Например, на соревнованиях в праздник уборки урожая считается, что победителю в борьбе и всей его родной деревне целый год будет сопутствовать счастье. Потому вожди очень тщательно отбирают борцов, которые должны представлять их селение. Они сами, либо их помощники следят за подготовкой борцов, в тренировочный комплекс которых помимо отработки техники самой борьбы, входят разнообразные общефизические упражнения (упражнения с тяжелыми камнями и бег на большие расстояния). Кроме того, борцы регулярно и хорошо питаются, в достаточном количестве потребляя овощи, фрукты и молоко.

По сути, соревнования по борьбе у нуба являются не просто поединками между отдельными борцами, а выражением соперничества между отдельными кланами и селениями. Сами соревнования имели командный характер, что связано с особенностями социальной организации нуба. Подобный характер соревнований был присущ не только мужчинам, но также и женщинам. Известный ученый А.М. Золотарев в одной из своих работ пишет:

«Известно только, что с дуальной организацией здесь связана особая обрядовая борьба между девушками двух фратрий. Борьба происходит на площади, расположенной посреди деревни. Две шеренги девушек становятся друг против друга, выстроенные в соответствии с ростом, с самой высокой в центре шеренги. Их окружает толпа, в особенности, хохочущие и кричащие молодые женщины с детьми в руках…

Начинается борьба. Старые женщины выводят из каждой шеренги по девушке равного роста. Каждая девушка обхватывает свою противницу «передним поясом» и они начинают бороться. Победительницу приветствуют радостными криками и танцами женщины ее фратрии. После индивидуальных схваток следует борьба шеренги против шеренги».

Перед выходом на арену, каждый из борцов выполняет определенный набор ритуальных действий: они становятся на четвереньки, а друзья осыпают их с головы до ног золой. По мнению нубийцев, добрые духи домашнего очага помогают тогда борцу в схватке, и к тому же тело от золы становится менее скользким. После этого, танцуя, атлет выходит в «борцовский круг». Он не спеша и горделиво смотрит по сторонам, затем встает в традиционную боевую позу — локти прижаты к коленям, и в таком положении ждет своего соперника. Последний не заставляет себя долго ждать — он выходит, проделывая тот же самый ритуал, и принимает, таким образом, вызов.

В ходе схватки, борцы производят захваты руками за ноги, держат друг друга за плечи, толкают корпусом, и т.д., всячески стараясь сбить соперника с ног. Проигрывает тот, кто коснется земли любой частью тела выше колена, включительно: головой, рукой и плечом.