Борьба индейского народа она (известного также как селькнам и огнеземельцы), проживающего в Аргентине и Чили на архипелаге Огненная Земля представляет большой интерес как для профессионального исследователя, так и для любителя этого вида единоборств. Причина этого в том, что народ она, практически до конца своего полноценного существования сохранял многие первобытные формы жизнеустройства661. Многие их игры и единоборства, в том числе и борьба, дают представление о том, как они могли выглядеть у предков многих современных цивилизованных народов.

Борьба в обществе индейцев она несла на себе многофункциональную нагрузку. Она входила в традиционный комплекс физической закалки подрастающего поколения, являлась средством воинского воспитания, представляла из себя средство развлечения. Исследователь C.R. Gallardo в 1910 г. сообщал: «Борьба считается как развлечения хотя часто она служат для того, чтобы выпустить страсти рожденные из-за простой вражды. Когда представляется случай к борьбе для реализации вопросов вышеупомянутой природы, проводятся самые волнующие турниры, и тогда, оба противника делают все возможные усилия, вкладывая силу мускулов и проявляют умение причинять как победу так поражение, которое равно наказанию».

Кроме указанного добавим, что борьба была частью религиозных верований этого индейского народа. Особенно это проявлялось при инициации юношей, где посвящаемому («клокетен») предстояло показать себя в поединке с фиктивным «страшным духом» Шо’орте, которого изображает один из зрелых воинов-соплеменников: «Туловища клокетенов раскрашиваются красной краской, и они «дрожа от страха» следуют за своим учителем по направлению к «ха’ин» — «большой хижине», или школе. Едва успевают они туда прийти, как к ним является знакомый им уже с детства замаскированный «дух», страшный Шо’орте, который вызывает каждого клокетена в отдельности на борьбу».

Состязания в борьбе устраивались во время разного рода праздников, сборах племен, а также в свободное время. Соперниками также традиционно выступали представители разных племен. Схватки проводились в двух основных формах — борьба по правилам, допускающим целенаправленное нанесение травм сопернику, и борьба, в которой строго запрещается прибегать к действиям, которые могут привести к серьезным травмам. Такое положение нашло свое отражение в терминологии. Борьба, которая проходит между двумя враждующими дуэлянтами, очень часто представляющими разные племена, называется huihique shuaken (huihique — «двое, вместе», shuaken — «наносит повреждение, травмировать»). Борьба между членами племени, в которой только говорится о том, чтобы только испробовать силу и ловкость называется huihique shen (huihique — «двое», shen — «захват, хватать»).

В первом случае схватка ведется по правилам вольной борьбы с нанесением весьма болезненных шлепков руками. Допускаются захваты за любую часть тела и волосы соперника, а также захваты за гениталии и горло. На такие схватки выходили только весьма опытные и умелые бойцы. Одним из ярких подтверждений этому могут служить многочисленные свидетельства, указывающие на изнурительные многочасовые поединки. Так один из очевидцев описал схватку, которая длилась 5 или 6 часов. К тому же она была насыщена разного рода ритуальными действами:

«Почти все трудоспособные мужчины из соперничающих партий принимали участие в матче. Состязание открыл старик из недовольной стороны, он ораторствовал и оскорбляли противников, на которых имелись обиды и из-за предательства которых его народ страдал. <…> Один из их лучших борцов появился на краю кольца и бросил плащ на землю оголив свое тело, окрашенное в красный цвет с белыми вертикальными полосами. Затем он шагнул вперед на арену, его левая рука, вытянута горизонтально в сторону своего противника, который приближался аналогичным образом. <…> Один борец заменял другого, пока последний участник одной команды не падал от бессилия, или пока одна команда не показала подавляющее преимущество, чем другая, бросая своих противников на землю. Победители и их сторонники кричали и веселились, но проигравшие имели возможности оспорить победителей состязаний в дальнейшем. И таких турниров может быть несколько, до принятия окончательных результатов».

Во втором случае борьба более силовая, где соперники прежде всего стремятся произвести взаимный захват «в обхват», сцепляя руки на спине соперника. Для победы каждый из борцов стремится оторвать своего оппонента от земли и тут же бросить на землю. Для этого борцы прибегают к броскам с прогибом туловища и с воздействием ногами на ноги соперника.

В отличие от первой, такого рода борьба была менее обставлена ритуалами и церемониями: «Когда индеец подозревает, что есть кто-то такой же сильный как он, он идет к нему, и без всяких церемоний, говорит: Ты хочешь бороться со мной, чтобы увидеть кто из нас сильнее, ты или я?. Конечно, другой принимает вызов, и затем ищут площадку без камней, или палок, или кустов.».  Известно также, что некоторые приемы борьбы вошли в технический арсенал традиционного кулачного боя народа она.