Пайни (painia — «борьба») — общее название всех разновидностей борьбы у финнов. Почти всем финно-угорским народам внутренне присущи соревновательный дух в борьбе и состязаниях в силе, что составляет их национальную особенность. Именно венгры, финны и эстонцы являются одними из самых сильных, выносливых и умелых в борьбе народов в мире.

Остяки, зыряне, удмурты, саамы и другие финно-угорские народы тысячелетиями занимались такими видами борьбы как борьба «в обхват», «грудной», «поясной», а также борьбой «на руках».

Тождественность между традициями борьбы волжских народов и старыми финскими народными обычаями, а также специфическим искусством борьбы более цивилизованных финно-угорских народов, указывают на ее весьма древнее происхождение. Финский исследователь, автор монографии «История борьбы» Х.Лехмусто669 приводит примеры, подтверждающие финно-угорскую теорию происхождения борьбы «в обхват» в Скандинавии, как гораздо более древней разновидности борьбы, чем, например, борьба у викингов (см. Викингов борьба). Так, один из бросков через спину у скандиновов носит название lappkast или finnkast («лапландский» или «финский бросок»), что указывает на его финское происхождение.

Как ни странно, в финском фольклоре мы не находим сведений о борьбе великих героев, подобно древнегреческой Илиаде и Одиссее. И сказания более позднего периода, когда, несомненно, было известно о разного рода силачах, также скудны в этом отношении. Этот факт можно объяснить тем, что предки финнов издревле придавали духовным силам большее значение, нежели культу физической силы. Тем не менее, последняя тоже вызывала восхищение. Достаточно упомянуть о межплеменной войне, описанной в эпосе Калевала, и о сцене борьбы, когда ярче всех заблистало имя легкомысленного героя Лемминкяйнена.

С давних времен у финнов соперники мерялись силами, перетягивая палку, или тянули друг друга за пальцы согнутые крючком, либо упражнялись в борьбе. Об этих традициях, сохранившихся вплоть до ХХ в., дает представление сцена борьбы из романа «Семеро братьев» (изд. в 1870 г.) крупнейшего финского писателя Алексиса Киви. Там приводится описание поединка парней из Юколы в ночь под Рождество в живописных новостройках местечка Импивары, представляющего собой классический образец силовой борьбы «в обхват» сулипайни (sylipainia — «борьба в обхват», от syli — «объятие, обхватывание» и paini — «борьба»).

Вообще сулипайни — один из основных видов традиционной народной финской борьбы. Согласно ее правилам руки борющихся располагались под левой подмышкой соперника (для левшей наоборот), вокруг (в перехват) талии поверх правой или левой руки, так что состязание обоих участников происходило при одинаковом захвате крест-накрест. При этом пальцы сцеплялись «в замок». Иногда такую борьбу называли также ристипайни (ristipainiti).

Сулипайни известна в нескольких разновидностях, отличающихся друг от друга по допускаемым правилами техническим действиям и условиям определения победителя. Так, иногда, обоюдный захват руками соперника крест-накрест (suliote) обязательно удерживался до конца схватки, а иногда соперники имели право провести бросок, отпустив руки из «замка». В одних местах для победы необходимо было обязательно опрокинуть соперника спиной на землю, а в других поражением считалось касание земли любой частью тела выше колен. Кроме того,  кое-где приемы с воздействием ногами на ноги запрещались (что характерно для эстонской борьбы), в других же местах
подножки (jalkakampi или painissa), зацепы и т.п. были обычным явлением. Борьба продолжалась до тех пор, пока кому-либо из борцов не удавалось совершить бросок. В борьбе взрослых мужчин, каждый из борцов стремился совершить бросок первым (именно так поступали братья из Юколы в грудной борьбе и борьбе руками накрест). Зачастую исход борьбы решало применение чисто физической силы, однако большое значение имели также гибкость и навыки, приобретенные в результате тренировок. В бросковой технике сулипайни присутствуют броски как с отрывом соперника от земли, так и с неполным отрывом (так называемые «искусственные броски» — taitoheittoja).

Первый, признанный всеми «параграф» финской борьбы «в обхват» гласил, что схватка должна происходить честно: более сильному сопернику требовалось получить признание своего превосходства — «чисто» победить соперника. Кроме того, победителю нужно было продемонстрировать также внешние признаки победителя: «победитель тот, кто сверху» — иными словами подмять противника под себя. Победитель обычно взгромождался на побежденного, ложился на него поперек подобно шлагбауму, чтобы тот не сумел вырваться из его крепкого захвата. Поначалу находящийся снизу парень дергался, пытался повернуться, но в конце концов признавал свое поражение. Иногда, через некоторое время борьба могла возобновиться. Многие не желали смириться с поражением и пытались добиться успеха в повторном поединке, восстановив свои силы.

Продолжение …