Панмо или иво (iwo) — традиционный вид борьбы, который практикуют шаванте -группа индейских народов (офайе, оти, ауэ), проживающих в центральный районах Бразильского нагорья. Панмо представляет собой борьбу вольного стиля с ведением схватки только в стойке с произвольными захватами руками, применением разнообразных болевых приемов, в том числе с воздействием на суставы, а также нанесением некоторых разрешенных правилами ударов.

Подробная характеристика этой малоизвестной и оригинальной борьбы приведена в работе «Секреты боевых искусств мира» мастера и исследователя боевых искусств Дж.Ф. Гилби, который, путешествуя по свету, собирал и изучал боевые искусства непосредственно из «первых рук». О панмо он пишет следующее:

«На земле не борются, кроме того, запрещено выбивать глаза и наносить удары в пах. Нет какой-либо очерченной площадки, из которой нужно выбивать противника, как в «сумо». В «панмо» нужно бросить или ударить противника так, чтобы он упал на землю. Это древнегреческий «панкратиум» во всей его неограниченной ярости. Травмы случаются часто, но, на удивление, фатальные исходы не часты. Но мужчины, настоящие мужчины бывали убиты при этом.

Каждый член племени является бойцом. Они всегда проводили бои, и будут проводить их и дальше. Не участвующий болельщик здесь вещь неслыханная. Даже калеки занимаются этим делом в меру своих возможностей. Но женщины, однако, не занимаются этим и даже есть строгое табу, запрещающее им наблюдать матчи.

Как я уже сказал, я приехал и увидел. Я был восхищен. Хоть и применялась сила, но эксперты «панмо» действительно обладали высокой техникой. Они умели, и делать захваты, и броски, и наносить удары. Хотя их удары ногами и не достигали мастерства экспертов «капоэйра».

Вскоре я заметил интересную вещь. Многие борцы имели сломанные руки после применения локтевого приема типа атэми, который проводили их противники. Этот прием был быстрым и мощным.

Вождь племени, который был моим гидом, заметил мой интерес.

«Вы видели результат локтевого приема шаванте. Не менее ли он эффективен, чем другие методы, виденные вами?»

Я ответил, что нет. Вождь спросил меня, видел ли я как борется Рархентине Арокка. Я сказал, что не видел, но что я видел, как он действует. Он громко засмеялся.

Потом он сказал: «И что Арокка главным образом использует при этом?»

Я ответил, что в основном ноги. «А вы знаете, почему он использует ноги?» — «Нет. Может быть, это более необычно и придает особенность его выступлениям.»

Он сказал, что частично это наверно так, но что главная причина в том, что обе его руки искалечены в результате боя с шаванте в 1948 году. Арокка думал легко справиться с щупленьким индейцем, но через сорок секунд лежал на спине со сломанными обеими руками. «Чтобы убедиться в этом, — сказал он со смеющимися глазами, — в следующий раз, увидев его, сожмите слегка его локоть. Он завизжит как женщина». Затем он продемонстрировал технику. Лучше всего она действует против удара кулаком, но любая вытянутая рука — хорошая цель. Техника — это как бы «атэми», направленное против локтя, двумя ладонями одновременно. Если противник наносит удар правым кулаком по вашему телу, вы ударяете его локоть снизу вверх открытой левой ладонью; при этом правой рукой ударяете по его запястью вниз, получается рычаг. Большие пальцы при этом оттянуты. Рычаг лучше, если левая нога выставлена вперед, но и с правой выставленной ногой тоже возможно. Основное — это точно сфокусировать удары и обе руки двигать одновременно все свои действия.

Модификация того метода — если противник наносит удар очень высоко, в голову. Тогда (если он бьет правой рукой) левая рука бьет горизонтально внутрь, а правая -горизонтально наружу. Практикуйтесь в этом регулярно. Делать все нужно очень быстрым, решительным движением. Работайте над скоростью и правильными движениями — сила придет позже. Если достигнута высокая синхронность, то большой силы и не нужно. Самое главное — будьте осторожны с партнером. Делать все нужно очень легко, сохраняя силу для горизонтальной палки 4 дюйма в диаметре.

Локоть просто не может сопротивляться этому «атэми» противоположных сил, сходящихся на нем в долю секунды. Этот метод, не имеющий равных».