Пахлавани (от пахлаван — «борец», «атлет», «силач») — традиционная борьба в Афганистане. История развития борьбы в этом государстве Юго-Западной Азии тесно связана с историей единоборств и боевых искусств народов Средней Азии, Индии, Ирана и Пакистана. В различные периоды отдельные районы Афганистана входили в состав крупных государственных образований, что приводило к постоянному культурному обмену, в том числе и в плане техники борьбы. Известно, что схватки борцов устраивались уже в I тыс. до н.э. во время существования могущественного древневосточного государства Бактрия. В VI-IV вв. до н.э., когда афганские земли входили в состав государства Ахеменидов, борьба являлась обязательной частью системы воинского воспитания. В период, когда жители Афганистана были подданными империи Александра Македонского (IV-II вв.), борьбе обучали в специальных школах. Так, например, в Кандагаре был выстроен «гимнасий» по греческому образцу684. В I-IV вв. во времена правления кушанидов отмечено существование касты борцов, которые боролись за вознаграждение при дворах знати. Значительное развитие борьба получила в достаточно долгий период господства тюрко-монголов Чингизхана, а также последующих династий Чингизидов, Тимуридов, индийских Моголов и иранских Сефевидов. Например, во времена Тимуридов (1369-1506 гг.) во многих городах были учителя, которые за определенную плату обучали борьбе любого желающего.
Что касается современной афганской борьбы, то под ней, как правило, понимают традиционную борьбу пуштунов или таджиков — двух самых многочисленных народов Афганистана. Те же термины — «афганская борьба» или «пахлавани» нередко используется для названия борьбы любой другой народности, проживающей в этой стране. Как известно, помимо пуштунов, проживающих преимущественно на юге страны, а также таджиков и узбеков, составляющих известный «Северный альянс», население Афганистана составляет еще почти 30 других народностей: нуристанцы, белуджи, хазарейцы, чараймаки, туркмены, джемшиды, моголы, ваханцы, мунджанцы и другие. Поэтому, характерным для афганской борьбы является наличие в ней множества территориальных и этнических особенностей.

Один из основных видов борьбы в Афганистане -борьба вольного стиля с произвольным захватом руками за одежду и пояс соперника. Таковой является таджикская коштингири (по-другому: гуштингири, кошти, пахлавони) (см. Гуштингири; Кошти), один из видов борьбы пуштунов — пахлавони, традиционная народная борьба мунджанцев и ишкашимцев кустингири (палавони), курдская борьба кошти (кушти), борьба ваханцев кестингири. Захваты руками ниже пояса, как правило, в этом виде борьбы запрещены. Правда, в одной из разновидности борьбы, практикуемой таджиками, а также в борьбе нуристанцев кусти и туркменской якалашма (см. Якалашма) правилами разрешаются захваты и ниже пояса, но не ниже колен. Техника борьбы довольно разнообразна, применяются броски через бедро с разными захватами, броски с одновременным захватом руки и головы, броски с обвивом ноги соперника голенью и стопой изнутри, опрокидывания с наступанием на ногу, разного рода подножки, а местами и разнообразные подсечки. Для победы необходимо опрокинуть соперника на спину, а иногда и удержать его в таком положении. В некоторых местностях проигравшим считался тот из борцов, который коснулся земли коленом или любой другой частью тела выше колен.

Лично наблюдавший в г.Айбак одну из разновидностей такой борьбы С. Мярковский, дает ей следующее описание: «Местные правила делают этот вид спорта чем-то промежуточным между дзюдо и классической борьбой. В начале первого раунда противники ходят по кругу, сначала в одну, потом в другую сторону. Одеты они в шаровары и блузы, подпоясаны широкими поясами. И вот начинается схватка. Здесь все средства хороши, можно даже хватать друг друга за голову, лишь бы повалить противника. Мне так и не удалось увидеть никаких изысканных приемов. Противники повергали один другого элементарно: подставив ногу или перебросив через себя. Схватка продолжалась на земле до тех пор, пока кто-либо из борцов не оказывался на лопатках».

Продолжение …