Пранаяма-йога является 4-ой ступенью и изучается после уровней Яма и Нияма и после Хатха-йоги. Иногда подход Пранаяма-йоги могут давать без вступительных видов йоги, но это зависит от школы йоги. Первые две ступени наиболее важны. И в Пранаяма-йоге, и в других разделах, которые мы можем изучать, эти две ступени призывают, в первую очередь, не причинять вред и во-вторых, призывает человека направлять свои силы на конкретные поставленные. И в этом принципе мы учимся логике, некой последовательности действий, которая ведет нас к нашим целям.

йогаБезусловно, следует, конечно, соотносить эти цели с йогой, но когда мы только сталкиваемся с йогой, это соотношение может быть не абсолютным, то есть в йогической философии утверждается, что есть четыре большие категории целей, и любую цель можно отнести к одной из категорий. То есть это Ардха, Дхарма, Кама и Мокша. Ну или по-русски это благосостояние, благополучие, это жизненный духовный путь, наслаждение и освобождение. Очень часто считают, что йога призывает только лишь к цели освобождения, то есть это на санскрите называется Мокша. Но на самом деле в йоге существуют и три других цели, которые также заслуживают внимания. То есть это цель Наслаждение – она называется Кама. Все наслаждение, которое мы получаем в своей жизни, если оно у нас естественное, если мы его получили честным путем – оно в принципе может присутствовать в нашей жизни и может являться целью йоги. Также целью йоги может являться Благополучие, Благосостояние, то есть когда мы живем правильной жизнью, накапливаем какие-то материальные блага и просто радуемся жизни вот в том объеме и в той форме, которая поможет нам сделать материальный мир со всеми его прелестями.

Потом также существует Дхарма, но Дхарма – это более такая обширная тема, она далека от категории «йога для начинающих«, но под Дхармой понимается некий жизненный путь, который сочетает в себе какое-то занятие, какую-то профессию плюс минимальное количество страданий. То есть под Дхармой может пониматься любая жизненная профессия, которая нам по-настоящему нравится, которой мы можем заниматься не ради результата, не ради получения ну в том числе и денег, а просто потому ,что нам это нравится. То есть мы можем быть военным, художником, йогом, можем быть литератором, кем угодно. Если нам это приносит удовольствие, если мы как бы реализовываем свой какой-то творческий потенциал через эту профессию, то это может стать нашей Дхармой.

Но для каждого человека Дхарма – это что-то свое, потому что не все могут стать литераторами, не все могут стать художниками, не все могут стать йогами, и поэтому каждый человек сам для себя лично определяет свой жизненный путь. Ну определить Дхарму мы можем по своим личным предпочтениям, по тем вещам, которые нам ближе, которые нам нравятся. И вот считается, что в любой из этих категорий мы можем выбирать цель и последовательно достигать ее, и это-то очень важно. И в любом достижении цели мы не должны причинять вред.

Первый принцип он призывает хотя бы минимизировать количество причиняемого вреда. Все другие принципы Ямы и Ниямы – они уже второстепенны, то есть их гораздо больше, они также очень интересны, очень важны. С ними можно ознакомиться в прошлых лекциях, либо взять любую книгу по йоге, где описана классическая йога. И просто открыть и посмотреть, что включает в себя Яма и Нияма. Если какие-то принципы Вам особенно понравятся, Вы можете также вот можете попытаться в своей жизни их как-то реализовать.