Ранггельн (ranggeln) или рангельн (rangeln) — традиционная народная спортивная борьба австрийцев. Была популярна в основном среди крестьян горных долин Австрии. Некоторые исследователи считают ее очень древней: по одной версии, она наследует древние традиции германских племен, а по другой является занесенной на земли Австрии кельтскими племенами.

В традиционном виде ранггельн представляет собой борьбу вольного стиля с произвольным захватом за одежду и тело соперника и имеет довольно много локальных вариантов. Борцы выходят на схватку одетыми в грубую холщовую одежду (рубашка и штаны) и, неизменно, босиком. В некоторых местах боролись обнаженными до пояса. В процессе схватки борцы используют разнообразные броски с захватом за одну или обе руки («в Штирии борца вставши напротив друг друга, крепко упершись стопами в землю, подают вперед правые руки стремясь сдвинуть противника с места» ), с одновременным захватом за шею и руку соперника, с прогибом через себя, а также залом спины. В технический арсенал входят такие приемы как ауфдран (Aufdrahn), гуфер (Hufer), так называемый «крестообразный бросок» (Kreuzwurf), «неподвижный» (Stierer) и другие.

Победителем становился борец, который положил, а иногда и удержал своего соперника на обеих лопатках. В некоторых местах поражением считалось касание земли любой частью тела от колена и выше. На соревнованиях борцы на весовые категории не разделялись, но при составлении пар учитывалась разница в возрасте. Например, юноша не достигший совершеннолетия не имел право бороться с мужчинами. Перед схваткой и в перерыве между ними борцы иногда выпивали немного местного крепкого пива.

Традиционно соревнования устраивались во время проведения разных праздников, например, в осенний праздник урожая («Erntedankfest»). В Рамсау, Обервёльце, Айхберге, Мурау и других местах Штирии особенно известны соревнования на Троицу («Pfingsten») -праздник совершаемый в седьмое воскресенье после Пасхи и посвященный сошествию Святого Духа на апостолов на пятидесятый день после воскресения Христа. В Тироле особым накалом отличались схватки борцов во время так называемого Потешного праздника («gauderfest»), который отмечается в первое воскресенье мая.

Самыми частыми соперниками в борьбе были пастухи, а также члены корпораций молодых холостых юношей и мужчин «Burschenshaft». Само членство в этих организациях требовало знания приемов борьбы и умения выполнять ряд физических упражнений. Один из этнографов пишет: «Вступление в эти союзы обставлены различными, большей частью шутливыми, обрядами (которые ранее имели характер серьезного испытания), а иногда и упражнениями, выполнение которых требует силы и ловкости».

После того как в Зальцбурге в 1947 г. был создан ныне широко известный Зальцбургский «Рангглерфербанд», ранггельн стала национальным видом спорта и по ней стали проводится чемпионаты. На основе нескольких разновидностей этой борьбы (Hosenlupfen, Rutzen, Karnten Ringen, Leibringen и др.) были разработаны единые правила, требования к участникам и организаторам соревнований. За соблюдением правил борцами следит шермтакс (Schermtax) — судья.

Победитель соревнований ежегодно получает титул «Гагмоар» («Hagmoar»). В прошлом «Гагмоар» обязательно получал в награду также перо храбреца, которое он закреплял на своей шляпе. Элизе Реклю отмечает: «После победы одного из них, победитель торжественно снимает со шляпы побежденного орлиное перо и втыкает его в свою, отсюда и произошло выражение «снять перо», которое нередко можно услышать в Тироле». В наше время вместо пера победителю соревнований вручается кубок.