Шор куреш («шорская борьба») или куреш («борьба») — традиционная борьба шорцев, тюркоязычного народа Сибири. Известна в нескольких видах. Один из них -борьба с обоюдным захватом руками крест-накрест за пояса, который удерживался до конца схватки:

«Плечо к плечу прижав,

За черные кожаные пояса друг друга схватили,

Борьбу — поединок начали».

Схватка ведется только в стойке, без продолжения борьбы на земле (в партере). Для победы необходимо бросить или опрокинуть соперника на землю спиной вниз. В фольклорных текстах встречаются ситуации, когда борец становился победителем в результате того, что оторвав соперника от земли, настолько сильно сжимал его в пояснице и прижимал к себе, что последний терял сознание в результате удушения.

Другим известным видом является борьба вольного стиля с произвольным захватом за одежду выше пояса (иногда, по договоренности, отходили от этого правила и применяли различные броски с захватом руками ног соперника) и активной работой ног:

«С коней слезли, за ворот друг друга схватили, все сильнее боролись»952; «Сюда иди бороться! Давай-ка мы, друг друга схватывая, друг друга ногами лягая, будем сражаться».

Согласно исследованиям В.В. Лялько, в борьбе вольного стиля допускались также удары руками и ногами. Он пишет, что: «Одежда борцов включала прочную рубаху и штаны из самотканого конопляного холста, с поясом-веревкой, шапку, мягкие сапоги из кожи. Для предотвращения травм кулаки соревнующихся обертывали полосками мягкой кожи, в сапоги вкладывали траву и подвязывали их у колен ремнями.

Техника «шор-куреш» включала удары руками по голове и корпусу противника (часто с захватом одной рукой за шею), ногами — по ногам и корпусу, а также броски (рывком за ногу, подножкой, подсечкой и другими способами). Смысл поединка состоял в том, чтобы свалить соперника на снег (или землю) и захватить его амулет (чаще всего -красивую шкурку соболя, либо ожерелье из когтей медведя), висящий на ветке дерева у него за спиной. Весьма ценилось при этом умение сбить висящий на дереве амулет высоким ударом ноги с земли или в прыжке».

Соревнования борцов были обязательной и неотъемлемой частью свадебных торжеств («той») и традиционных праздников, например, приуроченного к окончанию весенне-летних полевых работ праздника «Пайрам».