Считается, что китайская борьба шуайцзяо в ее современном варианте скорее всего является продуктом синтеза на основе борьбы населяющих север Китая народностей: «Истоки современной китайской борьбы шуайцзяо китайские историки ушу усматривают в национальных видах борьбы тибетских и монгольских племён. Когда в Китае стала властвовать маньчжурская династия Цин, то в «восьмизнамённых войсках» большой популярностью пользовалась монгольская борьба гуаньцзяо и её маньчжурские варианты, успехи в борьбе могли способствовать продвижению по служебной лестнице. К концу династии Цин отдельные крупные чиновники и военачальники выступали меценатами целых борцовских команд».

Действительно, в эпоху Цин по приказу императора, правившего под девизом Цянь-лун в 1735-1795 гг., было создано профессиональное подразделение борцов в императорской гвардии количеством 200 человек для соревнований и показательных выступлений. Изображение (примерно XVIII в.) поединка борцов перед императором и его свитой эпохи Цин и сейчас храниться в одном из музеев Пекина. Можно видеть, что борцы одеты в подпоясанные белые рубашки (куртки) и длинные штаны, заправленные в короткие сапоги. Согласно историческим записям, на отворотах и рукавах борцовских рубашек были дополнительно нашиты укрепляющие их слои ткани. После свержения цинского правительства в ходе Синхайской революции (1911) многие борцы остались без  работы и стали зарабатывать преподаванием борьбы, положив таким образом начало развитию современного шуайцзяо.

К концу династии Цин (1644-1911) сформировались четыре основные стилевые разновидности шуайцзяо: монгольский стиль и стили, возникшие в городах Пекин, Тяньцзинь и Баодин. Специалисты по истории Китая так описывают их характерные особенности: «Тяньцзиньский стиль использует машущие движения руками для «прощупывания» соперника и поиска возможности взятия захвата. Движения в пекинском стиле более мелкие, они нацелены на удержание рук оппонента на дистанции. Униформа, принятая в пекинском шуайцзяо также затрудняет взятие удобного захвата.

Баодинский стиль шуайцзяо еще известен под названием куайшуай (быстрая борьба). Он является наиболее распространенным среди всех. Баодинский стиль отличается широкими движениями, а также скоростью и мощью приемов. Как только в ходе схватки происходит контакт, «баодинец» немедленно пытается провести бросок, а не ведет борьбу за захваты.

Основные различия между тремя большими стилями кроются в технике захватов, броски же практически идентичны».

В 1928 г. после создания «Центрального института гошу» в Нанкине за китайской борьбой было официально закреплено название «шуайцзяо», а правила ее стандартизированы. Что касается самого названия, то первый иероглиф «шуай» означает «бросать на землю», в то время как вторая морфема «цзяо» может быть записана двумя вариантами. В первом, более старом написании, иероглиф «цзяо» означает «рога», а во-втором, более современном — «бороться, используя ноги». Таким образом, «шуайцзяо» означает «бросать на землю в борьбе с помощью ног».

Продолжение …