Особенностью шуайцзяо, в отличие от других известных видов борьбы (дзюдо, самбо и др.), является отсутствие подготовительных действий для выведения соперника из равновесия . Броски проводятся почти мгновенно после взятия захвата — по этой причине шуайцзяо часто еще называют куайцзяо («быстрые броски»). Развитие шуайцзяо привело к такой форме поединков, где нет борьбы в партере и отсутствуют удушающие приемы. Согласно правилам, схватка прекращается как только один из борцов оказывается на земле. Таким образом, главным «оружием» шуайцзяо являются броски, техника которых включает активную работу ногами (зацепы, подбивы, подсады и т.д.).
При этом, существует «обязательное требование — бросать друг друга как можно более эффектно (например так, чтобы падающий неизбежно задрал ноги вверх или перевернулся в воздухе). Бросок в шуайцзяо обычно так оглушает, что практически нет нужды бороться в партере, что столь популярно в самбо и дзюдо. Если борец успешно применил специальный захват или зажим, освободиться уже практически невозможно».

Стратегия ведения борьбы в шуайцзяо полностью определяется требованиями сохранения собственного баланса и полного контроля над соперником. В шуайцзяо существует очень большое количество технических действий, разбитых на 36 функционально различных групп приемов. Несмотря на активную работу ногами, особо важна в шуайцзяо техника рук. Во-первых, успешный бросок полностью зависит от точности захвата. Так, о наиболее распространенном баодинском стиле говорится: «Если взят правильный захват, есть хороший шанс, что противник будет побежден. Так как в  баодинском стиле бросают сразу после контакта, там особенно прорабатывают мгновенное взятие правильного захвата».

Во-вторых, особенностью бросков в шуайцзяо является принцип «коромысла», где эффективность броска определяется действием сил, приложенных в противоположных направлениях: «Например, «вверху хватаешь, внизу подметаешь»: рука толкает в одну сторону, нога подталкивает в другую. В результате противник поворачивается в нужную сторону либо падает. Или же ногу захватывают одновременно с захватом за горло».

Одежда борцов шуайцзяо состоит из короткой и очень прочной куртки-жилета с короткими рукавами, длинных шаровар и мягкой обуви. Куртки подпоясаны узкими поясами. На соревнованиях борются три раунда по три минуты каждый, с минутными перерывами. Очко дается за каждый успешный бросок, в результате которого противник коснулся земли четырьмя точками, либо оказался в сидячем или лежащем на спине положении. Также в спортивных целях была введена своя система цветных поясов для ранжирования борцов. Специфической особенностью тренировок по шуайцзяо является одиночная (или в группе) имитация бросковых движений, соединенных в непрерывную цепочку, что очень напоминает формальные комплексы таолу китайского ушу.

Одним из самых знаменитых борцов шуайцзяо XX в. был мусульманин из Баодина Чан Дуншэн (1909-1986), которого прозвали «порхающая бабочка» за исключительно молниеносные броски. Чан Дуншэн после Второй мировой войны уехал на Тайвань, а затем в США, где на базе шуайцзяо попытался создать практичный стиль рукопашного боя.

Следует отметить, что помимо общекитайского стиля борьбы, существуют многочисленные ее этнотерриториальные формы, практикуемые малыми народностями Китая -ли, ицзу, мяо, хуэй и др. Как правило, это либо варианты вольной борьбы «в обхват», либо борьбы «на поясах» в национальной одежде.