Истоки китайской борьбы теряются в глубине веков — китайские ученые, опираясь на легенды и предания, датируют ее третьим тысячелетием до нашей эры. Так в легендах говориться о сражении легендарного первопредка китайцев «Желтого императора» Хуан Ди с разбойным князем Чию, которого Хуан Ди побеждает и затем казнит. Участники ранних ритуалов, посвященных этому событию, одевали маски с рогами, символизирующими Чию, и боролись друг с другом. Подобные обрядовые игры стали называть цзюэди («борьба рогами»; «бодание») — это одно из наиболее ранних наименований китайской борьбы.

В эпоху Чжоу (XI в. — 256 г. до н.э.) возникает и другой термин для обозначения борьбы — цзюэли («мериться силой»). Борьбу цзюэли, представляющую собой сочетание бросковой техники с ударами и болевыми приемами практиковали в армии наряду с другими формами воинской подготовки. Первые письменные сведение о цзюэли появляются в эпоху Чуньцю (770-476 / 722-481 гг. до н.э.). Так, в своде «Ли цзы» («Записки о правилах благопристойности»; VI-II вв. до н.э.), разделе «Юэ лин» («Месячные приказы») есть такая запись: «В суровые зимние месяцы император отдавал приказ военачальникам остязаться в воинском деле, практиковать стрельбу из лука и езду на лошадях, а также меряться силой [в борьбе]».

В эпоху Цинь (221-206 гг. до н.э.), цзюэли из формы воинской дисциплины постепенно приобрело характер соревнований, которые стали проводиться при императорском дворе в качестве развлечения, а также для отбора лучших бойцов. Тогда же свободные поединки стали проводиться на приподнятых над землей квадратных платформах лэйтай — форма вольного боя, которая определила вид публичных поединков в Китае на многие века вперед. Победители могли рассчитывать на должность инструкторов рукопашного боя в императорской армии, либо личных телохранителей императора. Кроме того, участники боев получали ценные призы. Поединки цзюэли стали обычным развлечением и на различного рода народных празднествах. Со временем, из цзюэли выделяется борьба сянбо («сян» — «взаимный», «бо» — «драться») и шоубо, где используются преимущественно удары.

Археологические находки свидетельствуют о большой популярности борьбы в периоды Чжоу, Цинь и Хань (206 г. до н.э. — 220 г. н.э.). Так, в провинции Хубэй в 1975 г. во время раскопок на горе Фэнхуаньшань, в могильнике был найден двухсторонний гребень эпохи Цинь с изображением борцов в набедренных повязках. На другой археологической находке — бронзовой пластине периода «Воюющих царств» (Чжаньго) (475-221 гг. до н.э.), обнаруженной вблизи древнего города Сиань, также изображены борцы с длинными волосами, в коротких куртках и широких штанах, напоминающих современных монгольских борцов (см. Бохийн барилдаан). Они ведут схватку «в обхват», ухватив друг друга за пояса. Почти на всех фресках эпохи Хань присутствуют изображения борцов. Например, на одной из фресок на стене гробницы, относящейся к периоду Восточная Хань (25-220), можно наблюдать двух борцов, ведущих схватку в обоюдном захвате босиком и обнаженных по пояс. Еще на одной известной ханьской фреске борцы соревнуются в поясной борьбе, очень похожей на корейскую ссирым (см. Ссирым).

В эпоху Хань борьба цзюэди, или цзюэдиси («представления цзюэди») была очень популярна и по ней проводились крупные состязания. Так, в хрониках «Хань шу» династии Хань в разделе «У-ди цзи» имеется запись за 3-й год правления императора У-ди (141-87 гг. до н.э.): «Весной проводились представления цзюэди, народ собирался смотреть за триста ли». Запись за 6-й год правления гласит: «Летом, люди из столицы [собирались] смотреть цзюэди в Шанлинь пиньяо куань. Наблюдать подобные зрелища, которые также стали известны под названием «ста игр» (байси) собирался чиновничий люд и местная аристократия. При этом, помимо борьбы цзюэди и шоубо, императора развлекали танцами, песнями, стрельбой из лука и т.д.

С приходом кочевников-сюнну в III-IV вв., на севере Китая появляется еще один
вид борьбы — сянпу965, которая становится очень популярной в народе. В поединках сянпу
участвовали даже женщины. Судя по более поздним рисункам эпох Суй (581-618) и Тан
(618-907) борцы состязались в набедренных повязках и невысоких сапогах, а правила
борьбы очень напоминали современную вольную. В официальных хрониках «Суй ши»
династии Суй, составленных уже в эпоху Тан, в разделе «Ян-ди цзи» о годах правления
императора Ян-ди есть такая запись: «Искусные люди со всей Поднебесной собрались за городскими вратами на цзюэди даси , [которое] через месяц закончилось» . В эпоху Тан как «народная», так и «императорская» цзюэди процветала, число борцов сильно возросло и существовала даже «детская сянпу». В период «Пяти династий» (907-960 гг.) сам император участвовал в борцовских схватках: «Император Чжуан-цзун968 был очень силен и любил как смотреть цзюэди, так и участвовать в ней».

В эпоху Южная Сун (1127-1279) при императорском дворе из императорской
гвардии была даже отобрана группа самых лучших борцов сянпу количеством 120
человек, которые развлекали императора и его гостей на церемониальных приемах «Та
чао хуэй», а также по случаю других празднеств. Победители награждались серебром и
шелком. С XII по XVII вв. борьба шуайцзяо окончательно выделилась как самостоятельный вид и отделилась от систем рукопашного боя цюаньшу и цюаньфа. Однако, зачастую термины цзюэли, цзюэди, шоубо и сянпу, а также шицзяо и чжэнцзяо, обозначавшие как борьбу, так и рукопашный бой, нередко взаимозаменялись без определенной системы.

Продолжение …