Швинген (Schwingen — «взмах»; «качание»; «раскачивание»; «извивание»), альпен швинген, швайцер швинген, хосенлупф (от Hose — «брюки, штаны», lupfen -«приподнимать»), хосенрэкен (от Hose — «брюки, штаны», recken — «вытягивать, растягивать») — разновидность швейцарской борьбы, имеющая распространение преимущественно у германо-швейцарцев (немецкоязычной части населения Швейцарии) северных, северо-восточных и центральных кантонов.

В горах, особенно, в кантонах Берн, Эменталь и Урн жители издавна активно занимались борьбой и поднятием тяжестей. Так, одной из древнейших форм борьбы в Швейцарии были спортивные соревнования среди альпийских жителей под названием швинген (Schwingen) и упражнения с камнями (Steinstossen und Steinheben). Несомненно, что швейцарская борьба имеет древнюю историю. Так на хорах кафедрального собора в Лозанне можно увидеть деревяную скульптуру, изображающую двух борцов, датируемую XIII веком. Первое письменное свидетельство о швинген относится к 1540 г., когда, согласно летописи, проходили соревнования по этой дисциплине .

Швейцарская борьба швинген не является однотипной и обычно различают две ее основные разновидности: сенненшвинген и турнершвинген.

Сенненшвинген (Sennenschwingen; от Senn — «альпийский пастух») представляет собой швейцарскую борьбу в ее исконном варианте так, как ее с глубокой древности практиковали швейцарские пастухи. В целом, правила этой борьбы заключаются в следующем. Перед началом схватки соперники захватывают друг друга одной рукой за пояс, а другой берутся за нижнюю часть коротких штанов. Во время борьбы разрешается воздействовать ногами на ноги соперника, применять броски через бедро и некоторые другие приемы. Для победы необходимо заставить соперника коснуться земли коленями или бросить его на спину или на бок. Традиционно время схватки не ограничивалось.

Здесь можно также привести отрывок из одной публикации, посвященной состязаниям альпийских силачей XIX в., где сенненшвинген описана наиболее ярко:

«В Аппенцеле эти упражнения идут вслед за танцами в летние дни, но вообще имеют там характер случайного развлечения, тогда как в Энтлибухе, Эмментале, Бернском Оберланде и Унтервальдском кантоне, для них назначаются, независимо от всех других празднеств, особые дни, большей частью в августе. Так, например, они празднуются в это время в Венгернальте и в большой Шейдеке у подножия Веттергорна. На первых присутствуют гриндервальдцы и лаутербрунцы, а на вторых — гриндервальдцы и жители долины Гасли. Насколько возможно, стараются для этих игр выбрать какой-нибудь центральный пункт так, чтобы борцы соседних долин могли также принимать участие в бою, потому что всякий интересуется знать, на чьей стороне в конце концов окажется победа.

<…> Когда праздник борцов приближается, то желающие принимать в нем участие заранее начинают делать некоторые приготовления: они стараются избегать всякой утомительной работы, заботятся о своем теле и употребляют в пищу самые укрепляющие кушанья. Утром, в самый день праздника, конкуренты обеих партий собираются в трактире, каждый выбирает себе противника, и все пьют, и болтают с неподражаемым благодушием. В назначенный час все собрание выступает в сопровождении музыки во главе, борцы идут попарно, впереди их несут призы, и все это шествует к назначенному месту, где уже ожидает громадная толпа зрителей. По большей части выбирается такая местность, которая имела бы вид амфитеатра и была слегка покрыта мягкою и мелкою травою.

Суд экспертов, т.е. людей вполне опытных и в совершенстве знающих свое дело, уже занял свои места, остальная публика разместилась громадным кругом, в центре которого начинают устанавливаться борцы. Прежде всего, они сбрасывают с себя все лишнее из одежды и остаются в одной рубашке, чулках и панталонах, сверх которых надевают особенные, нарочно устроенные для драки коротенькие штаны, доходящие только до колен и сшитые из очень крепкой материи. В таком виде борцы должны сходиться попарно, следуя в известном порядке, и придерживаясь того правила, чтобы сначала дрались слабейшие, а потом сильнейшие.

При этом соблюдаются некоторые общие правила, принятые всеми жителями Альпийских гор. Прежде чем вступать в бой, противники должны подать друг другу руки, в знак того, что не имеют между собою никакой вражды, и что борьба будет вестись самым добросовестным образом. Грудь и ворот рубашки должны быть расстегнуты и нисколько не стеснять дыхания, а рукава засучены выше локтя, чтобы все движения были как можно свободнее. Согласно древнему обычаю, костюмы должны быть одинаковые у всех, главнейшим образом наблюдают, чтоб не было завязок и шнурков, потому что во время борьбы, в особенности если она долго и упорно продолжается, малейшая неисправность в одежде может решить победу в ту или другую сторону.

Наконец, бой начинается: <…>

Продолжение …