Шыбгъауэ (букв. — «удары грудью коня») или шыбгъэрыу, зэшыбгъэныр -традиционная борьба всадников у адыгских народов (адыгейцев, кабардинцев, черкесов, шапсугов). В этом состязании два соперника выезжали на арену состязаний и становились друг против друга на расстоянии, достаточном для разгона лошади, после чего всадники бросали своих коней навстречу друг другу. Сблизившись, поднимали лошадей на дыбы и на полном скаку сталкивали их грудь с грудью, стараясь, таким образом, опрокинуть противника вместе с лошадью на землю, оттеснить за ограниченную территорию, либо вышибить всадника из седла. Затем на победителя выходил следующий желающий померяться силой.

Если ни один из соперников не был сбит после столкновения, то всадники, как правило, начинали маневрировать, стараясь, чтобы лошадь налетела на свою соперницу сбоку. Если этот маневр удавался, то после нанесенного удара лошадь вместе с всадником отлетала на несколько метров как пушинка, и падала на землю: «Один из нас усомнился: возможно ли такое. В ответ <…> Мос Хушт показал любопытную вещь. Он встал на четырехколесную подводу, которая стояла во дворе его дома, и стал ее раскачивать. Через некоторое время подвода «каталась» по двору сама по себе. «Как ведет себя лошадь и с какой силой толкнет она соперницу, зависит от того, кто на ней сидит, — сказал назидатель Мос».

Помимо схватки всадников «один на один» проводилась «борьба на лошадях» по правилам «сторона на сторону» и «каждый за себя», с привлечением большого количества участников. Чаще всего такие соревнования являлись неотъемлемой частью свадеб или крупных праздников. Особое внимание заслуживает игровая борьба под названием пщащэхь («похищение девушки») или шыузэбэн («схватка всадников»). Вот что о ней пишет известный исследователь Б.Х. Бгажноков: «О ней сообщили нам лабинские кабардинцы, но говорят, что она была распространена во всей Адыгее.<…>  Прежде всего выбирали какую-нибудь очень красивую девушку и сажали в седло к ее брату или другому родственнику. Затем хатияко или тамада игрища объявлял: — Эта девушка принадлежит витязям, которые победят в схватке всадников. Тем временем всадники разделялись на два отряда (по кварталам или аулам) и готовились к битве. По сигналу хатияко они сходились и начиналась схватка. Все стремились выбить своих противников из седла. Чтобы достичь этой цели, кроме всего прочего, разрезали подпруги коня и затем сталкивали всадника наземь. Чтобы упавший всадник не мог вновь вступить в бой, его коня отгоняли далеко прочь. Побеждала та сторона, которая вышибала из седла большее число всадников».

У детей подобные поединки проходили в виде игры, где коня заменял партнер. К таким играм — борьбе можно отнести, например, адыгейскую лъэс шыу («пешие всадники»), которая по своему содержанию имитирует борьбу взрослых всадников.