Ссирым — традиционная борьба в Корее. Это разновидность «поясной борьбы», в которой борцы, удерживая друг друга за оригинальный пояс (сатпа) обёрнутый вокруг талии и бедер, пытаются повалить друг друга на землю, используя при этом самые разнообразные приемы борьбы вольного стиля.

Слово ссирым в иероглифической записи пишется теми же знаками, что и японская борьба сумо (см. Сумо), однако похоже, что этот термин все же не заимствован вместе с иероглифической письменностью из Китая, а имеет оригинальное происхождение. Например, в южно-корейской провинции Кёнъсанъдо глагол «ссирунда» обозначает «схватиться друг за друга и бороться». С течением времени от этого глагола образовалось существительное «ссирум», которое стало употреблялось для обозначения традиционной борьбы ссирым. Вообще, слово «ссирым» переводится как «борьба», поэтому о борьбе «на руках» корейцы говорят «ссирым руками», о борьбе с помощью ног — «ссирым ногами», а когда два человека спорят или ругаются, то говорят «ссирым ртами». Первоначально слово «ссирунда» произносилось без двойной буквы «с» как «сирунда» — так до сих пор говорит местное население в провинции Кёнъсанъдо.

В древности название ссирым также звучало как ссилънём, а в качестве синонимов слова «борьба» употребляли термины какчо, каннёк, санъбак, чхиухи. Так, каннёк обозначало борьбу, в которой два человек, обхватив друг друга пытаются повалить друг друга силой. Санъбак — корейское вариант произношения китайского термина сянпу -борьбы, которая появилась в Китае с приходом туда степных кочевников-сюнну в III-IVвв., в которой борцы состязались в набедренных повязках и кожаных сапогах по правилам достаточно сильно напоминавших современный ссирым. Однако, современный ссирым -это «поясная борьба», в то время как сянпу была похожа на современную вольную борьбу. Термин же чхиухи также является кореизированным вариантом китайского цзюэли (см. Шуайцзяо). Современное название борьбы ссирым официально принято в 1920 году.

Одни из самых первых сведений о корейской борьбе ссирым можно найти в древних летописях «Кёендочапчи» и «Тонгуксэситэ» периода эпохи трех королевств (57 до н.э. — 668). Этот период корейской истории частично соответствует времени правления китайской империи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), в которой борьба была очень популярна, а потому и в корейских хрониках можно найти определнные указания на связь между корейскими и китайскими древними стилями борьбы.

Так, в указанных летописях отмечается, что в эпоху позднего Хань правитель корейского княжества Пуё (II в. до н.э. — 494), которое в те времена находилось в подчинении у Китая, нанес визит императору. В качестве приветствия Ханьскому императору корейские умельцы били в барабаны, играли на свирелях и демонстрировали свои способности в борьбе какчо751. Подвязывались ли борцы поясами, точно не установлено.

В книге «История древнего Чосон» автор Син Чхехо пишет, что в святом месте под названием Синсодо на церемонии поклонения предкам одним из продемонстрированных искусств была так называемая борьба ссирхым, то есть ссирым.

Документальные подтверждения существования ссирыма в период трех государств можно найти на фресках в пещере Какчочхон. Там на настенной живописи изображены два борющихся человека и еще один, выступающий в роли судьи. В 1905 г. в г.Хвандо, который существовал в древнем государстве Когурё, была найдена первая могила с изображениями сцен борьбы, датируемая примерно IV в. н.э. Предполагают, что в ней был захоронен человек знатного происхождения из Когурё. Он был захоронен с предметами, окружавшими его в мирской жизни, а на стенах были изображены сцены из жизни покойника, среди которых можно найти и картину с изображением борьбы похожей на ссирым. На картине видно ворон, сидящих на дереве и пристально смотрящих вниз, старца-судью, а посредине — двух борющихся силачей. У одного из борцов большие глаза и большой нос, так что весьма вероятно, что это выходец из одной из стран центральной Азии.

Еще одна фреска с изображением борьбы была найдена в древнем захоронении Чанъчхон иль хобун, которое находится возле р.Апнок, в местечке под названием Пхунъсокто. Захоронение состоит из трех комнат, одна — с телом покойника, а две другие — с изображениями его жизни. Среди них есть изображения, где нарисовано, как местные  жители стреляют из лука, занимаются борьбой, рассматривают обезьян и участвуют в различных праздничных увеселениях. Помимо самой Кореи, фрески со сценами борьбы эпохи Хань были в большом количестве найдены и на территории Китая, причем на одной известной ханьской фреске борцы соревнуются в «поясной борьбе», очень похожей на корейскую ссирым. Таким образом можно утверждать, что прототип ссирым был одним из любимых развлечений жителей государства Когурё (I в. до н.э.— VII в. н.э.).

Продолжение …