В эпоху Камакура (1185-1333), когда в стране окончательно устанавливается власть военного верховного правительства (сёгуната), сумо широко распространяется как вид прикладного боевого искусства в среде воинского сословия — самураев и на его основе формируется искусство борьбы в доспехах ёрои кумиути. Придворные турниры стали проводиться с большими перерывами, а в 4-й год эпохи Сёан (1174 г.) церемониал «лицезрения сумо» был проведено в последний раз. В этот же период закладываются основы разделения сумо на ритуальное и прикладное. Позже, в эпоху Муромати (1392-1568) при сегунах Асикага сумо особым почетом не пользовалось, но, тем не менее, ритуалы, правила борьбы и судейство продолжали совершенствоваться. Так при храме Хатимангу появляются даже специальные священнослужители (сумосёку), которые отвечали за проведение турниров по сумо.

В период «воюющих царств» Сэнгоку дзидай (1467-1568) сумо становится массовым народным зрелищем. Наряду с прикладным, воинским видом сумо широко распространяется «народное» сумо, ведущее происхождение от ритуалов проводимых в дни празднеств. Турниры по борьбе, посвященные сбору урожая, началу строительства и другим значимым событиям стали проводиться по всей Японии. В них участвовали крестьяне, ремесленники, торговцы и другой люд. Поединки часто проходили прямо на улицах и площадях городов и деревень и собирали большое число зрителей. Победителем (судейство отсутствовало) становился тот, кто опрокидывал соперника на землю или выталкивал его в толпу зрителей. Крупные феодальные князья (даймё), благоволившие сумо, устраивали у себя замках пышные массовые турниры, в которых принимало участие до несколько сот борцов. Так большим любителем сумо был военный правитель — сёгун Ода Нобунага (1532-1582), который в 1570-1581 гг. неоднократно устраивал масштабные турниры. Только в его замке в Адзути было собрано около полутора тысяч борцов. В конце этой же эпохи возникают первые профессиональные объединения борцов сумо, являющихся прообразом современных школ сумо (сумо-бэя), которых спонсировали местные даймё.

В эпоху Эдо (1603-1867) наступил подлинный расцвет сумо — борьба наряду с театром «Кабуки» превратилась в любимейшее развлечение горожан. С установлением мира в стране после многочисленных междуусобных войн и ее объединения усилиями сегуна Токугава Пэясу, в Японии складывается новая политическая и социально-экономическая ситуация, которая благоприятствовала развитию торговли, ремесел и искусств. Сумо становится популярным времяпровождением горожан. Появились профессиональные цеховые объединения бороцов сумо, выступления которых привлекали многочисленных зрителей. Именно в эпоху Эдо сформировались 48 канонических приемов (броски, подножки, подсечки, зацепы, захваты, толчки и т.п.), составивших основу современного сумо, утвердился ритуал и усовершенствовались традиционные правила соревнований, которые практически в неизменном виде сохранились до наших дней. Также стали устраиваться турниры по кандзин дзумо: («храмовое сумо») для сбора пожертвований на строительство или ремонт храмов, а также для проведения календарных праздников, юбилеев и т.д.. Позже проводимые под этим названием турниры использовались только для заработка борцов.

К середине XVIII в. утвердилась традиция проведения двух ежегодных всеяпонских чемпионатов по сумо в городах Осака и Эдо (нынешний Токио), где команды традиционно делились на группы «Восток» и «Запад». Первое время доминировали борцы из Осака, которых поддерживали купцы-меценаты. Из-за запретов правительством сёгуната в 1648-1720 гг. «уличного сумо» (схваток, устраиваемых бродячими самураями и другим людом, во время которых возникали драки и прочие беспорядки), Эдо долгое время отставало в культивировании сумо. Однако после снятия запретов большинство  борцов высокого класса перебралось в столицу, ас 1791 г. сумо превратилось в цеховый промысел. В выступлениях бродячих борцов запрещено было пользоваться приёмами сумо. Оно стало неотъемлемой частью жизни японского народа и оказало сильное влияние на культуру и искусство страны. Появляются литературные произведения с описанием турниров сумо, а в традиционном японском театре «Кабуки» и в жанре японской гравюры «укиё-э» появляются многочисленные персонажи — борцы сумо (сумотори или рикиси).

В период Реставрации Мэйдзи (1868 г.) с отставкой правительства сёгуната и становлением капиталистических отношений в обществе, для сумо наступили тяжелые времена. Были предприняты попытки запрета этой борьбы как феодального пережитка, кроме того, сумо лишилось финансовой поддержки и профессиональные клубы остались без средств к существованию. Известные борцы были вынуждены искать дополнительный заработок. Так, в Токио было организовано самостоятельное пожарное подразделение, в котором трудились 56 борцов из профессионального дивизиона. Однако, благодаря всенародной поддержке и помощи самого императора (по его приказу в 1885 г. в специальном зале Энрёкан был проведен показательный турнир сумо), оно пережило кризис, а сообщество борцов сумо было преобразовано в «Токийскую Ассоциацию Сумо». С 1873 г. на турнирах по сумо разрешили присутствовать женщинам.

Продолжение …