До начала Второй мировой войны сумо в Японии развивалось вполне успешно: в 1909 г. в Токио был построен «Дворец Сумо» («Кокугикан»), в котором стали проводиться все турниры (басе) в столице, а в 1927 г. региональные сообщества сумо объединились в профессиональную «Ассоциацию Сумо Великой Японии». С 1928 г. стали осуществляться прямые радиотрансляции с турниров по сумо. В послевоенные годы сумо вновь подверглось угрозе запрета со стороны сторонников модернизации страны, но любовь японцев к своему национальному достоянию помогли ему сохранить свой высокий статус и в дальнейшем. Весной 1946 г. в Токио был проведен первый послевоенный турнир, а с 1947 г. в турнирах «большого сумо» (о:дзумо:) был проведен ряд реформ: их количество увеличено с 3 до 6 (три турнира в Токио и по одному в гг. Осака, Нагоя и на о.Кюсю), немного изменены правила и т.д. С середины 60-х годов «Ассоциация Сумо» в целях пропаганды начинает регулярно проводить показательные выступления за рубежом, а с 70-х гг. в число рикиси в Японии стали входить представители других государств: вначале борцы с Гавайских островов, затем моногольские спортсмены, а сейчас уже и представители европейских государств.

Сегодня сумо — один из самых популярных и любимых в Японии видов спорта. Общенациональные турниры по сумо проводяться шесть раз в год и собирают огромное количество зрителей, а также транслируются по национальному телевидению. Изначально, сумо представляло собой не спортивное состязание как таковое, а ритуал обращения к божествам, поэтому до сих пор форма организации турниров, устройство ринга и экипировка бороцов, сопровождающие схватку ритуалы, а также сама подготовка рикиси проникнута ритуалами национальной религии японцев — синто.

Сама площадка для борьбы сумо (дохё:) представляет собой помост, примерно на метр приподнятый над землей и покоящийся на глиняном фундаменте, на закладку которого уходит до 30-40 тонн глины. Круг для борьбы диаметром чуть более 4,5 метров огорожен жгутами из рисовой соломы, концы которых врыты в землю. Во дворцах спорта над дохё: делается навес, напоминающий по форме крышу синтоистского храма, который подвешивается к потолку зала. Ранее он поддер  живался по углам столбами. С этой «крыши» свисают драпировки с четырьмя кистями, символизирующие времена года.

Турниры открываются красочным парадом участников дохё:ири. Борцы команд выходят поочередно на дохё: в традиционных красочных шелковых поясах (кэсё:-маваси) и хлопают в ладоши, чтобы привлечь внимание богов. Борцы носят традиционную прическу — собранные в узел на темени волосы.

Кульминацией действа является появление абсолютного чемпиона (ёкодзуна), который выходит в сопровождении главного судьи (татэ-гё:дзи) и двух сильнейших борцов, один из которых несет церемониальный меч. Ёкодзуна исполняет ритуальные тело-движения и хлопает в ладоши, а в заключение поочередно с силой топает левой и правой ногой, отгоняя злых духов. Также колоритно выглядят и выходящие на ринг судьи (гё:дзи). Одежда судьи скроена по модели средневекового японского костюма, а черные шапочки напоминают головной убор синтоистского священника. Из четырех судей право судить схватку чемпионов имеет только главный судья (татэ-гё:дзи). Судья высшей категории имеет право на ношение носков (таби) и соломенных сандалий, остальные судьи выступают босиком.

В схватке принимают участие двое участников. Победителем считается тот, кто сумеет вытолкнуть соперника за пределы арены (дохё:) или заставить его коснуться земли любой частью тела кроме ступни. В древнем сумо также практиковалась и борьба «в одиночку»: «В некоторых землях было распространено «одиночное сумо», когда схватку с противником изображает один борец. Но на самом деле это не столько схватка, сколько подобие танца, партнером по которому является божество».
На схватку рикиси выходят только в борцовском поясе торимаваси, достигающем в длину 9 метров и 80 см в ширину, который повязывается вокруг талии и между ног, образуя подобие борцовских плавок. Перед началом схватки борцы выполняют различные ритуальные действия, имеющие символическое значение: ходят по дохё:, рассыпая горстями соль для очищения места от «злых сил» (за день расходуют около 15 кг соли), выполняют специальные приседания сико и т.д. Схватке предшествует психологическая борьба (сикири), когда сжав руки в кулаки, борцы медленно сходятся почти вплотную и пристально сверлят друг друга взглядом (нирамиаи), пытаясь запугать противника, а затем начинают саму схватку:

Продолжение …