Сумо — национальная японская борьба, истоки которой восходят к древнеяпонской космогонической мифологии, отраженной в древних письменных памятниках «Кодзики» («Записи о деяниях древности», VII в.) и «Нихонги» («Анналы Японии», VIII в.).

Так, в частности, согласно «Нихонги» в 230 г. до н.э. в провинции Пдзумо состоялись состязания сумо в присутствии императора Суйнин, когда борец Кэхая из Тадзима встретился с представителем из Пдзумо Номи-но Сукунэ. В жестокой схватке Номи-но Сукунэ сломал поясницу сопернику и победил, став в дальнейшем священным покровителем всех японских борцов. Описываемый в хрониках подобный вариант борьбы сумо назывался тикара-курабэ («соизмерение сил») (см. Тикара-курабэ). В принципе, в период III-VI вв. борьба в Японии уже была довольно распространенным явлением, о чем свидетельствуют найденные в могильных курганах эпохи Кофун (250-552 гг.) глиняные фигурки «ханива», изображающие борцов, а также глиняная посуда с борцовскими сюжетами.

Полулегендарный период развития борьбы тикара-курабэ сменился в V-VI вв.
этапом становления сумо под названием сумаи. Сумаи буквально означало «окончание уборки риса» и было связано с программой народного фестиваля окончания полевых работа и начала осени Танабата: «Считалось, что сумо — действо, угодное божествам, а потому схватки проводили в качестве благодарения за урожай. Такое действо падало на осень. В начале весны по результатам схватки определяли виды на урожай. Подобные гадания проводились и при государевом дворе. Открытое пространство перед дворцом делили на две части — восточную и западную. Прорицатель определял, какая из них является счастиливой («урожайной») на следующий год. Борцы также делились на две команды — «восточную» и «западную». Считалось желательным, чтобы победила команда, которая защищала «урожайную» сторону. И сегодня борцы перед началом поединка занимают восточную и западную стороны арены».

Первым исторически достоверным фактом о проведении турнира по сумо служит упоминание о нем в «Анналах Японии», где пишется, что японский император Когёку в первый год своего правления (642 г.) принимал посланника из Кореи. В честь этого события при дворе был организован турнир по борьбе. Иероглифическое написание названия «сумо» совпадает с названием китайской борьбы сянпу (см. Шуайцзяо), а в другом варианте — с китайской народной борьбой цзюэди, что указывает на его возможное родство сумо с древнекитайской борьбой. Техника раннего сумо была довольно примитивна, носила исключительно силовой характер и включала в себя сваливания, толчки, простейшие броски, а также пинки ногами.

С окончанием эпохи Нара (710-794) начинает формироваться придворный ритуал «лицезрения сумо» (сумо-но сэтиэ). В 821 г. при императоре Сага (809-823) турниры сумо-но сэтиэ были официально зафиксированы как часть придворного церемониала, устраиваемого непосредственно в императорском дворце. Помимо риуального характера самого действа, призванного умилостивить богов для дарования хорошего урожая, на этих турнирах отбирались телохранители для императора и аристократической верхушки общества. Судили поединки военные чиновники и сам император.

В эпоху Хэйан (794-1185) с общим расцветом искусств и культуры  сумо прочно вошло в быт японцев. Многочисленные празднества в синтоистских храмах сопровождались обязательными военно-спортивными играми: скачками, стрельбой из лука и др. В городах и селениях воины, ремесленники, купцы и крестьяне участвовали в первенствах по сумо без всяких сословных разграничений. Придворные турниры сумо в эпоху Хэйан проводятся уже несколько раз в году, а. главный турнир организовывался 7-го числа, 7-го месяца в честь легендарного поединка между Номи-но сукунэ и Тайма-но Кэхая. Участников состязаний высшие придворные чины отбирали по всей стране из числа сильнейших борцов (сумаибито). В день турнира борцов условно делили на два крыла -«левое» и «правое» (по левую и правую руку от императора), которые на первом этапе боролись только между собой. Каждый сумаибито за время турнира проводил около двадцати поединков. В этот период также сложилась турнирная система, правила судейства и форма борцов, которые выходили на поединки в набедренных повязках (тосаги). Победителем в поединке становился борец, который опрокидывал своего соперника на землю Главным отличием хэйанского сумо от его позднесредневековых и современных аналогов было отсутствие чётких правил, борцы зачастую использовали удары руками и ногами, что приводило к тяжёлым травмам. К концу XII в. наиболее опасные приемы были запрещены и сложился набор технических действий практически идентичный современному сумо.

Продолжение …