Тайкаквыргын; тэйкэв; тайкэуркыт; нытэйкэвкинэт — традиционная борьба чукчей. Практиковалась в нескольких видах, самым распространенным и популярным из которых является борьба вольного стиля в разных формах. На схватку соперники выходили независимо от времени года и погоды с обнаженным торсом, часто в специальных борцовских штанах: «Штаны молодых людей часто увешаны многочисленными кистями из ремешков, окрашенных в красную краску. Такие штаны означают претензию их владельца на репутацию борца и называются по-чукотски «борцовские штаны».

Борьба обычно происходит после бегов. Борцы раздеваются до пояса, поэтому любят разогреть свое тело предшествующими упражнениями. Если нет бегов, то борцы сами пробегают достаточное расстояние, чтобы разогреться перед предстоящей борьбой. Иногда борются две или три пары сразу. Перед самим вступлением в борьбу борцы натираются снегом». Как отмечает В.Леонтьев, у береговых чукчей борьба, именуемая тайтатвыранг, проводится без каких-либо правил после состязания в поднимании камней. В традиционной борьбе нытэйкэвкинет два человека также раздеваются по пояс и меряются силой. Цель борьбы — положить соперника «на лопатки».

В процессе схватки борцам разрешалось применять разнообразные захваты руками как выше, так и ниже пояса, проводить подножки и подсечки, броски через себя с прогибом, броски через бедро и т.д.: «они хватают друг друга со шлепками по рукам и плечам, прижимаясь друг к другу головами, а удаляясь ногами, стремятся подставить друг другу подножку или свалить на землю, прыгают с криком друг на друга, садятся на землю, чтобы перекинуть через себя противника и т.д. Кто из двух возьмет вверх, борется еще с другими противниками до тех пор, пока сам не потерпит поражения».

Судя по исследования этнографов и данным из фольклорных текстов, в прошлом в этой борьбе допускались также отдельные удары руками и пинки ногами, а также приемы с болевым воздействием на суставы рук и ног, что во многом способствовало травмированию борцов: «Борьба — обычный способ разрешения ссор среди чукоч. Человек, имеющий что-либо против другого, вызывает его открыто на состязание или выискивает  случай одолеть его в общих состязаниях. Очень часто борьба ведет к кровопролитию и даже убийству, если зрители не успевают вовремя вмешаться в нее» .

В последнем варианте борьба иногда проводилась не как состязание, а как поединок — «борьба взаправду» (марав-тайкауркыт). Это была борьба на скользкой моржовой шкуре, свежесодранной и, как правило, лоснившейся от жира. Края шкуры прибивали к земле острыми осколками оленьих и моржовых костей. Естественно, после падения на эти острые осколки мало кто мог рассчитывать на то, что останется в живых после полученных ранений. В преданиях чукчей о войнах с азиатскими эскимосами («Сказание о Эленди и его сыновьях», «Два товарища» и др.) рассказывается, как исход сражения решался поединком двух борцов именно таким способом.

В одной из разновидности вольной борьбы, также очень популярной, соперники нападали друг на друга попеременно: «По правилам борьбы один из противников пассивно защищается, а другой должен повалить его. Первый называется «неподвижным», второй — «нападающим». Если последний не положит противника, то положение меняется. В конце борьба превращается в беспорядочную свалку, в которой каждый из состязающихся пренебрегая всеми правилами, пытается получить превосходство над противником. Обычай требует, чтобы один из борцов был положен на обе лопатки и удержан в таком положении, несмотря на все усилия вырваться».

Встречалась у чукчей также борьба с предварительным захватом за пояс соперника: «После сего молодые люди стали бороться: они сняли с себя верхнее платье и обнажились до пояса; схватились попарно и держались взаимно руками за пояса нижнего платья, употребляли все усилия друг друга бросить на снег; тот, кто преодолел прочих признаваем был победителем, заслуживал от всех похвалу и весьма почитаем был за его силу и проворство.

Замечания достоин и способ вдохновения борцов, они сие делают стоя, согнувшись всем телом вперед и опустив руки к земле. Такое положение, по мнению их, может растянутые от сильного напряжения жилы и мускулы приводить в прежнее состояние и отнимает бывающую обыкновенно боль в членах человеческих после чрезвычайного и насильственного движения оными».

Продолжение …