Татар корэш («татарская борьба»); корэш, курэш («борьба»); коряш (встречается у татар-кряшенов и др.), кориш или куц кориш (барабинские татары) — традиционная народная татарская борьба. В самом общем виде представляет собой борьбу «на поясах» с обоюдным захватом соперниками кушаков по бокам. Часто вместо пояса используют полотенце (селге), которое захватывают за концы и наматывают на кисти рук, а середину накладывают на спину сопернику. Схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле.

Борьба корэш весьма неоднородна и имеет несколько разновидностей, которые, в основном, имеют этническую или территориальную привязку.

Так у казанских татар, как и вообще в Татарстане в борьбе, которую во времена СССР окрестили «татаро-башкирской борьбой», полностью запрещены подножки, подсечки и броски с помощью ног. Немец К.Ф. Фукс наблюдавший борьбу казанских татар в первой трети XIX века писал: «На середину круга выступают два борца, из молодых здоровых татар, которые кушаками своими таким образом обвязываются, что оба охватывают их руками и, наклонившись повертывают друг друга то в ту, то в другую сторону, стараясь один другого повалить на землю. Борьба эта продолжалась иногда довольно долго, иногда скоро оканчивается, смотря по силе борцов».

Татарская борьба во многом носит силовой характер, поскольку борцам разрешено действовать в основном только руками. Для этой разновидности татарской борьбы весьма характерно то, что перед проведением приема соперника отрывают от земли, для чего борцы стараются подтянуть его поближе к себе. Как пишет Н. Семенов, «во время борьбы разрешается валить противника в сторону, брать на перелом, — по-русски, — бросать через себя назад через голову и в сторону, отрывать противника от земли, делать с ним мельницу и вертеть его по воздуху, а также бросать противника через бедро».

У татар Нижегородской и Пензенской областей, а также проживающих в Москве, борьба более динамична, так как в поединках издавна разрешаются броски с помощью ног, а также подножки и подсечки.

Астраханские татары состязались по-своему, в двух видах борьбы: «Состязания по борьбе были двух видов — «по-ногайски» — «нугайча» — борьба на полотенцах, которыми обхватывали соперника за поясницу. Другой вид заключается в том, что борцы стремились положить соперника на спину, схватив его за голенище сапог — «итек балагыннан тотып аркага сала». Судьями выступали несколько авторитетных аульных аксакалов. Они же одаривали победителей. Борьбу начинали дети. Взрослых же борцов выводили на место состязаний, накрыв чапанами. Состязания начинали после прочтения молитвы» .

Соревнования борцов были неотъемлемой частью разного рода торжеств. Так у астраханских и сибирских татар существует «Керэштуй» — свадьба, сопровождаемая нацио-нальной борьбой. Без борьбы не обходился ни один «Сабантуй» («Праздник плуга») — традиционный земледельческий праздник. Борец входил на борцовскую площадку (майдан), и вызывал любого желающего с ним побороться. В некоторых местностях схваткам предшствовал своеобразный ритуал. Татарский этнограф Рауфа Уразманова в своей работе «Годовой цикл традиционных обрядов и праздников татар (в д.д. Ст.Ермаково, Ст.Балыкла, Тат.Байтуган, Нов.Усманово и с.Камышла Камышлинского района Самарской области)» пишет: «Начинали борьбу мальчики 5-6 лет, или два старика. Это зачин, затравка. Затем, поочередно на майдане боролись мальчики постарше, юноши, мужчины среднего
возраста».

В ряде мест схватка проходила под музыкальное сопровождение — звуки гармошки. Боролись за различные призы, а в число самых почетных входили девичьи полотенца: «Интересно отметить, что по древним народным татарским традициям, самым почетным для борца призом считалось вышитое национальным узором самотканое холщевое полотенце, хотя по сравнению с другими призами и подарками оно, быть может, и не имело столь большой материальной ценности. Как правило, борец свято хранил полученные на Сабантуе полотенца и даже оставлял завещание, чтобы после смерти его тело несли на этих полотенцах или даже положили их с ним в могилу». Отметим, что в некоторых местностях за этот приз имели право бороться только представители своего рода. Так, например, было в ряде деревень чепецкой группы татар (д.д. Починки, Бугушур, Тат.Ключи Юкаменского района Удмуртии): «Полотенца молодух выносили прямо на место состязаний их мужья или свекры. За обладание ими состязались представители только своего рода — «явер» (патрономия мужа), представители других.

Иногда победителю вручали живого барана, которого, в прошлом, гордый победитель должен был унести домой на своих собственных плечах, тем самым лишний раз продемонстрировав свою силу и удаль. У приуральских татар победителей, особенно среди детей, одаривали яйцами, которые непременно входили в рацион питания в предсоревновательный период.

К соревнованиям многие из борцов готовились заранее, а в некоторых семьях искусство борьбы передавалось по наследству: «Так, по рассказу победителя многих сабантуев по борьбе Шарифуллы Гагиятуллина (1894 года рождения) из села Янгулово, его мальчика, отец заставлял на тренировках поднимать мешки с грузом и камнями, а сам, готовясь к предстоящей борьбе, поднимал живого бычка. Иногда проводились тренировочные схватки».