Тибетская борьба (sbe-ka, sbe-kha, sbe-ba, dzing-re tangwa) как и сам тибетский народ имеет очень древние корни. На ее развитие определенное влияние оказало географическое положение Тибета, расположенного на границе двух древних культурных комплексов: индийского и китайского. В разное время на борцовскую традицию этого региона повлияла как индийская борьба вольного стиля (см. Кушти), так и техника и ритуалы борьбы братьев тибетцев по вере — буддистов из сопредельных стран. Прежде всего, здесь следует упомянуть влияние воинских традиций монгольских народов (см. Бохийн барилдаан). «Очевидно монгольское влияние как на церемониальную одежду, так и на стиль народной борьбы», — отмечает один из китайских ученых. Из истории известны факты, когда монголы специально приезжали в Тибет посоревноваться с местными мастерами в борьбе и традиционных боевых искусствах. Одним из таких мастеров борьбы и кулачного боя, в равной степени известный как в Тибете, так и в Монголии, был Шарав (прим. 1860-1910 гг.).

Известно, что соревнования по борьбе являлись украшением многих традиционных тибетских праздников. Соревновались на них как простые крестьяне, так и буддийское духовенство. Проводились внутримонастырские, а также и командные соревнования между представителями разных монастырей. Этнограф Е.Д. Огневая пишет об этом так: «Во время внутримонастырских соревнований монахи военизированных отрядов состязались в поднятии тяжестей, метании камней, беге, борьбе. Устраивались кулачные бои не только между собой, но и между мирянами и монахами».

С приходом в Тибет власти Китая стали проводить крупные общетибетские соревнования — спартакиады, частью которых была народная борьба. Одно из первых таких состязаний состоялось в 1953 году. П.А. Соболев пишет, что: «…уже в 1953 г. в Тибете были проведены первые крупные соревнования по легкой атлетике, борьбе, стрельбе, верховой езде, стрельбе из лука. В состязаниях участвовало несколько сотен спортсменов — представителей различных племен Тибета».

Тибетская борьба практиковалась не в единственном варианте, впрочем как и под разными названиями: beiga, jiazhe, youri — называют ее в Тибете, xiezhe — в провинции Сычуань, jiareze — в провинции Цинхай. В разных местах Тибета, а также у тибетских народов, исконно проживающих за пределами территории современного Тибета, были известны свои особенности в технике и правилах борьбы. Своими борцовскими традициями славились тибетцы из провинции Амдо, некогда отличавшиеся воинственностью кхампа и другие.

Одним из видов борьбы, который практиковали тибетцы, была борьба в стойке без продолжения схватки на земле, с произвольным захватом за тело соперника. Участники выходили на схватку с обнаженным торсом, а иногда в одних набедренных повязках. Нередко они предварительно вымазывали тело маслом, о чем писал Г.Ц. Цыбиков: «Игры состоят в борьбе пары почти голых людей, вымазавших свое тело бобовым или иным растительным маслом».

Генри Харре в своем известном произведении «Семь лет в Тибете» описывает именно такую борьбу во время празднества по поводу Нового года: «Соревнования начались с состязания по борьбе. Я никак не мог решить, к какому ее виду ближе стиль борцов: к классическому или вольному. Здесь были свои правила. Очко засчитывалось, когда любая часть тела, кроме ступней, касалась земли. Список участников и какие-либо предварительные объявления отсутствовали. На землю стелился шерстяной мат, мужчины выходили из толпы и начинали бороться. Морозным утром одежда спортсменов состояла лишь из набедренной повязки. Рослые и мускулистые парни резко жестикулировали, прыгали друг перед другом, демонстрируя свою храбрость. Однако они совершенно не знали приемов борьбы и непременно проиграли бы любому настоящему борцу. Пары довольно быстро сменяли друг друга. Ни одна схватка толком не доводилась до победного конца. Победители не получали каких-либо особых почестей, а вместе с побежденными награждались белыми шарфами. Борцы кланялись бонпо, с благосклонной улыбкой передававшему им шарфы, а затем три раза падали ниц перед регентом и возвращались в толпу лучшими друзьями».

Кроме такого рода борьбы, тибетские крестьяне соревновались также в борьбе в одежде. В ней соперники начинали схватку с взаимного захвата обеими руками за пояса,  который удерживался до конца схватки. Здесь также схватка велась только в стойке, а победитель определялся по упомянутым выше правилам.

До сих пор тибетцы соревнуются и в таком оригинальном единоборстве как яцзя («перетягивание слонов» — кит.), где двое, встав на четвереньки лицом в разные стороны, стремятся перетянуть один другого с помощью накинутой на шею длинной веревки. Вполне вероятно, что тибетцам были известны и другие виды борьбы, однако в силу малоизученности и закрытости данного региона, это остается пока лишь предположением.