У эскимосов Аляски существовали своеобразные школы физической подготовки, где значительное место занимала борьба. Такие «общинные дома» назывались кажим, кажги или кайги. У эскимосов о.Нувиак «ребенок с пяти лет жил в кажиме с мужчинами, где он должен был быстро идентифицироваться с ними, слушая их, наблюдая за их деятельностью и перенимая их опыт».
В систему подготовки борцов входили разнообразные физические упражнения, игры и состязания в силе и ловкости — акамалъык (науканские эскимосы). Но главное место в системе подготовке занимали упражнения с тяжестями аягак или аягагака (от аягак — «большой камень предназначенный для тренировок»), а также бег -акфакулъык или килгакулъык.

С тяжестями начинали упражняться уже с восьми — девяти лет. У азиатских эскимосов такие тренировки иногда проводилось на специально отведенных местах (аягагвик). Как отмечают многие этнографы, мальчику сначала давали камень, который он мог приподнять самостоятельно с земли и обойти с ним несколько раз вокруг жилища или по заданному маршруту. Из месяца в месяц, из года в год вес камней постепенно увеличивался, а расстояние удлинялось. Тренирующийся подросток уже не просто нес камень, а должен был бежать с ним.

Особое место уделяли бегу, сразу после которого иногда и устраивались состязания борцов: «Нам приходилось быть участниками таких игр в эскимосских селениях Чаплино и Сиренки в начале 30-х годов. В свободное от морского промысла время, обычно в весенние или летние дни, когда на море не было зверя или охотников задерживала дома штормовая погода, эскимосы, мужчины и мальчики, устраивали коллективный бег по кругу. Кругов было три: наружный большой круг для молодых мужчин и юношей, второй круг поменьше (внутри первого) для пожилых мужчин и третий круг маленький (внутри второго) для мальчиков. Каждая группа совершает равномерный бег до тех пор, пока на линейках останется по два человека из самых выносливых. Оставшиеся на кругах пары по правилам игры должны бороться. Кто одолеет в борьбе, тот победитель».
Интересно отметить, что на определенном этапе у эскимосов выделилась своеобразная группа людей, специализировавшихся в искусстве борьбы. Факты их существования отражены в легендах и преданиях: «Виютку разделил всех мужчин на борцов, бегунов и копьеносцев. Каждый день, как велел Виютку, бегуны состязались в беге, борцы в борьбе, в поднятии тяжестей, а копьеносцы — в метании копий»841.
Борьба для эскимосов была жизненно необходимым подспорьем как на войне, так и на охоте. В любом из прибрежных эскимосских стойбищ можно услышать от местных жителей рассказы о том, как охотникам приходилось вступать «в рукопашную» с хозяином Арктики — белым медведем. Бывало, что охотника подводило ружье или после неудачного выстрела медведь сам набрасывался на него. В этих ситуациях навыки борьбы были крайне важны, поскольку позволяли выиграть то мгновение, за которое охотник успевал достать нож и вонзить его в зверя.

Соревнования по борьбе неизменно устраивались во время различных традиционных праздников, например, таких как «Кайвитийвик» («Праздник полярной ночи»), «Полъа» («Праздник кита») и др. Кроме того, у азиатских эскимосов, к примеру, известен «Праздник приза», во время которого участники состязались в борьбе, беге и других дисциплинах за так называемый «посох состязаний». Последний представлял собой длинную палку, на которую (или рядом с которой) водружались праздничные призы, предназначенные для вручения победителям.