Ун-унонг — разновидность борьбы на Филиппинах, которую практикуют горные племена группы игоротов (бонток, апайо, калинга и др.) в районе горного хребта Кордильеры на о.Лусон. Горные племена Филиппин обитают в труднодоступных районах, удаленных от цивилизации, поэтому до сих пор сохраняют многие черты племен с первобытно-общинным строем: почитание останков (черепов) предков, вера в духов и жертвоприношение животных, кровно-родственные связи, терассно-поливное земледелие
и т.д.

В общем виде ун-унонг представляет собой борьбу вольного стиля из положения «в обхват» на естественном грунте. Участники одеты в оригинальные длинные набедренные повязки и обычные рубашки. Часто борются как в старые времена — с обнаженным торсом и босиком. Ввиду труднодоступности мест проживаний горных племен, а до недавних пор и опасностей с этим связанных, более подробная информация о характере борьбе ун-унонг отсутствует. Известный исследователь игровой культуры и быта народов Филиппин М.Л. Лопес указывает, что борьба ун-унонг использовалась как средство разрешения конфликтов как между отдельными членами племени бонток, так и между группами этих племен в случае территориальных и иных притязаний.

В разрешении внутри- и межплеменных споров, а также как часть праздничного ритуала, борьба ун-унонг используется наряду с другими состязательными единоборствами, носящими подчас довольно жестокий характер. К таковым относятся: фаг-фагто — ритуальная битва между двумя группами мужчин-бонток (обычно разных из деревень), проходящая в июле-августе на убранном после посевов поле и заключающаяся в метании камней друг в друга — пострадавшие, а иногда и погибшие участники, считаются избранниками духов, которые дадут их селениям богатый урожай в следующем году; сипат — обмен ударами, состоящий в том, что один из участников со всей силы бьет ладонью по бедру сидящего на скамейке противника -побеждает тот, кто оставит на бедре соперника наиболее заметный след; каг-кагтин — каждый участник наносит многочисленные удары своей правой ногой по правой голени соперника до тех пор, пока тот не упадет.

Борьба у народности бонток, наиболее цивилизованной из всех игоротов, часто проводится в священных для них местах ато — общинных домах, где собираются неженатые молодые мужчины и слушают наставления старейшин. Кроме того, общины ато выполняют роль организаций, решающих насущные проблемы рода или селения, а ранее они выполняли функцию сообществ охотников за головами. Помимо ато, у бонток существуют так называемые пататай — «священные рощи» на вершинах невысоких холмов вблизи деревень, где на камнях вблизи выбранного «священного дерева» (сосна, бамбук, пр.) совершаются жертвоприношения животных духам потустороннего мира. Все религиозные церемонии у бонток-игоротов проводятся в особые дни «очищения» (денгао), когда деревня полностью прекращает все связи с внешним миром.

Японский исследователь Одзаки Масахару, зафиксировавший обряды народа бонток в д. Марикон на острове Лусон, подчеркивает тесную связь между анимистическими представлениями игоротов и борьбой. Так он был свидетелем изгнания злого духа из тела заболевшей 14-летней девочки, когда местный шаман, пригласив духа перейти в него, провел обряд исцеления. В результате выяснилось, что отец девочки нарушил запрет на работу в священный день денгао, и болезнь явилась наказанием за содеянное. Будучи уверенным в своей правоте мужчина вызвал духа на поединок в борьбе ун-унонг.