Упох («борьба», «бороться») — традиционная борьба айнов, народа проживающего в Японии на о.Хоккайдо. Айны — народ с очень древней историей. Специалисты считают, что предки айнов в период мезолита — раннего неолита мигрировали из Восточной или Юго-Восточной Азии в Японию и сопредельные территории России. Такой же древней как и сам народ является борьба у айнов. Примечательно, что согласно историческим мифам, предки современных японцев получили возможность расселиться на японских островах благодаря тому, что их полководец одолел в честном борцовском поединке айнского вождя-военачальника (ман кор гуру — «храбрый человек»).

Практиковалась айнская борьба в разных видах, часто имеющих территориальную привязку. В прошлом, когда айны населяли помимо о.Хоккайдо более широкую территорию, куда входили Японские острова, Сахалин, Курилы, а по некоторым данным, возможно, Приморье, юг Приамурья, а также южная оконечность Камчатки, их культура отличалась завидным разнообразием территориальных и этнотерриториальных особенностей. Не последнюю роль в этом также играли контакты с различными по происхождению и культуре коренными народами указанных регионов. Так, например, известно, что на о.Сахалин айны подверглись в определенной степени ассимиляции нивхами, на Камчатке и Курилах — ительменами и алеутами. С этими же народами приходилось соревноваться айнским силачам во время племенных сборов.

У сахалинских айнов существовала борьба «на поясах» или «в обхват». Соперники обхватывали руками друг друга (ууйна) и сцепляли кисти на спине соперника «в замок», либо брали захват за пояс. При этом в «поясной борьбе» соперники традиционно повязывали пояса друг другу. Борьба носила чисто силовой характер, в ней не разрешались подножки и другие приемы с воздействием ногами на ноги соперника. Самыми распространенными приемами были залом спины, бросок через бедро и бросок через себя с прогибом. Борьба велась только в стойке без продолжения борьбы на земле. Для победы необходимо было повалить соперника на землю (эсуйе).

Была известна айнам и другая разновидность борьбы, техникой и правилами напоминавшая современную японскую борьбу сумо (см. Сумо), где борцами выполнялись произвольные захваты, разнообразные броски с захватом за руки и туловище соперника, броски через бедро, а также сбивы, толчки и заваливания. Проигравшим (анаре — букв. «поборотый») считался участник, который касался земли любой частью тела кроме стоп (коленом, рукой, плечом и т.д.). Борьба вольного стиля входила также в комплекс воинской подготовки айнов.

Кроме упомянутых видов борьбы встречались у айнов и так называемые «обыгранные» варианты традиционной борьбы. Описание некоторых из них приводят С.А. Арутюнов и В.Г. Щебеньков:
«В Чикафуми, Сэндзай, Могава и других местах есть игра под названием «ирацу упопо» («подозрение»). Когда-то эта игра исполнялась в виде танца и служила для разрешения споров, а потом стала молодежным развлечением. В окрестностях р.Сунанага его исполняют следующим образом: играющие разделяются на две группы, каждая из которых исполняет танец, который называется «фуэранто» («отправляемся воевать»). Раньше такой танец исполняли при обнаружении проступка, затем, видимо, преобразовался в игру.

Разделившись на две группы, играющие становятся друг против друга, припевая: «Поклажа с сушеной рыбой, шесть поклаж» («сацу чиэпу сикэ, иван сикэ»). «То, что я несла, кто-то украл» («ку кору ава нэннэ ицука»). Такую припевку поет одна группа, хлопая в ладоши и пританцовывая. Противоположная группа, делая вид, что ее участники смущены, отвечает: «Не знаю, не знаю» («ува, ува»). На что их партнеры противоположной стороны отвечают: «Похоже, это правда» («хэянпэка сооторо фун фун»). При этом они размахивают руками (кулаками) и поют: «Здесь это упало, не с неба ли?» («хээ, рана фуэто ранто»). Когда одна сторона наступает, другая отступает. Затем стороны сходятся и борются. Выигрывает та сторона, участники которой больше притивников опрокинут на землю. Такая игра известна и по р. Мукава и в других местах с различными вариантами.

В Чикафуни припев состоит из таких же слов, но участники обеих групп держат в руках доки (стаканы с сакэ) и пасюй (палочки). Сакэ и стаканы разбрызгивают по сторонам для духов. Затем пустые стаканы ставят на голову и бросаются вперед. Если у кого-либо стакан падает, участники схватываются в борьбе. Если стакан остается, то это считается покровительством духов. Выигрывает та сторона, у которой больше осталось стаканов. Такого рода игры могут служить средством решения мелких спорных вопросов и претензий».