Борьба у варрау (уарао, гуарао) — индейского народа, потомков древнего населения северо-востока Южной Америки, ныне проживающего в Венесуэле (дельта р.Ориноко), Суринаме и на побережье Гайаны, имеет довольно оригинальные формы. Известная она в нескольких разновидностях и проводится, в основном, с использованием разного рода бытовых подручных предметов или оружия.

Так, например, в одном из видов этой борьбы соперники состязаются со щитами (naha) в руках. Борцы выходят «в круг», держа в руках щиты, похожие на кусок большого плетня, которые делаются из пальмовых жердей скрепленных крепкими поперечинами и оплетенных гибкими прутьями. Когда соперники сходятся, то упираются «щит в щит» и по команде судьи начинают со всей силой давить ими.

Главная цель каждого из состязающихся — свалить соперника спиной на землю и накрыть его своим щитом. Как правило, бросив соперника, каждый из борцов сам ложится на щит и силой давит на него до тех пор, пока опрокинутый не лишится сознания или не попросит пощады. После этого победитель вытаскивает поверженного из-под щита, схватив за волосы.

Называлась такая борьба isahi, hisahi или nahakara. Очень часто эта она проводилась в виде дуэли: «Этим способом решаются споры между отдельными партиями. Борющиеся украшают себя растительными волокнами и цветной глиной».

Помимо щита борцовским инвентарем народа варрау служит шест — палка длиной около 3-4 метров. В состязании соперники хватают шест с разных сторон и стараются опрокинуть друг друга на землю спиной вниз. Интересно, что эта борьба имеет групповой, командный вариант, когда шест с каждой стороны хватает не один борец, а сразу несколько. Здесь для победы достаточно, чтобы соперники повалились на землю.

В следующем виде борьбы варрау предметом для единоборства служит веревка. При этом, один из соперников находится в реке на плаву, а второй стоит на берегу. Тот из них, который находится в воде, захватывает веревку зубами, а находящийся на берегу держит ее руками. Задача одного из соперников — вытащить «рыбу» на берег, а второго -затащить «рыбака» в воду.

Соревнования по этим и некоторым другим видам борьбы и другим единоборствам устраивались во время проведения различных традиционных праздников. Наиболее важные и крупные из них проводились во время ежегодных общеплеменных сборов, куда стекались представители разных племен.