Ват (Vat — «сбивать с ног; валить») или мон ват (mon vat) — традиционная вьетнамская борьба. Национальная борьба во Вьетнаме зародилась еще на заре создания самого государства. Известно, что при королевских династиях Ли, Чан и Ле в районе Донгдодау и у подножия горы Кхан регулярно проводились соревнования по борьбе и некоторым другим традиционным военно-физическим дисциплинам. В общинном доме деревни Тхотанг в провинции Виньфу сохранился уникальный барельеф второй половины XVII в., на котором изображен борцовский поединок. Говорят, что при династии Ли поединки по борьбе устраивались для отбора солдат в королевскую армию. В честь некоторых мастеров борьбы (зо ват), создавались песни, а в деревне Каткюэ в честь знаменитого борца Киме воздвигнут даже храм. Вьетнамская борьба не однотипна ни по виду, ни по происхождению, и в разных регионах имеет свои местные названия и отличия в технике и правилах. Хоанг Винь Зянг отмечает, что: «Например, старинная борьба «нгокчан нгандай» распространена от севера до юга, но в каждом районе она отличается по количеству и технике приемов, а также тактике и силе».

Со временем в разных провинциях сформировались свои локальные школы борьбы, среди которых наиболее известны ханойская, хошонбинская, хабакская и другие. К тому же, кроме самих вьетов, свои особенности в борьбе имеют и другие народы Вьетнама: мыонг, мнонг, нунг, бан, зярай и др.

В целом, национальная борьба ват чем-то напоминает современную греко-римскую борьбу, но со своими этническими особенностями. Так, в одних местностях захваты руками ниже пояса (за ноги) — обычное явление, в других захваты разрешено производить исключительно выше пояса. Как утверждают очевидцы схваток вьетнамских борцов, «победителем считается тот, кто оторвет своего противника от земли и заставит его коснуться лопатками ковра». Впрочем так было не везде и не всегда: «Сначала победителя определяли только по грязи на спине у его противника. Позднее надо было только оторвать противника от земли. Во время правления династии Ле были установлены единые правила по всей стране». Сейчас для победы нужно уложить соперника спиной вниз или же полностью оторвать от земли.

Схватки ват проводятся на грунтовых площадках диаметром около 5 метров. Одежда борцов состоит из коротких матерчатых штанов и цветного пояса, завязанного на боку. Захват за пояс, как правило, специально не берется. Перед поединком борцы вполняют определенный набор ритуальных действий под названием се дай, который очень похож на ритуальный танец рам муай таиландских боксеров муай тай. Се дай состоит из ряда специальных жестов и позиций, предназначенных для приветствия соперника, зрителей, а также для разогрева и поднятия боевого духа. В некоторых местах перед схватками устраиваются моления. Удар барабана сигнализирует о начале поединка.

Традиционно соревнования борцов сопровождали многие календарные праздники, например, Новый год по лунному календарю (праздник «Тет»), праздники сбора урожая и т.д. Их участники готовились к схваткам заблаговременно. Во всем Вьетнаме широко известен борцовский турнир, проводимый с 12 по 16 число второго лунного месяца на праздник девяти богов общинного дома Динь Бан (возведен в 1736 г.), на который сьезжаются борцы со всей страны.

В последнее время вьетнамская национальная борьба (mon vat dan toc) несколько «интернационализировалась» и обогатилась новыми приемами из международных видов борьбы — дзюдо (mon vo giudo), греко-римской (mon vat co dieri) и вольной (mon vat tu do). Не исключено также, что влияние французской (классической) борьбы на ват сказалось гораздо ранее, еще в годы французского колониального владычества во Вьетнаме.