Вуаййпмуж или вуаййпмушш — традиционная борьба саамов, народа проживающего на Кольском полуострове в России, а также в Норвегии, Швеции и Финляндии. Известна в нескольких видах. Первый представляет собой силовую борьбу в стойке с захватом руками за пояса и обязательным удержанием захвата до конца схватки. Подножки, подсечки и другие действия ногами запрещены. Описание именно этого вида борьбы встречается еще в XVII в. у скандинавских саамов. Ее подробно описал «отец истории саамского народа» профессор Упсальской академии в Швеции Иоганн Шеффер (или Йоханес Шефферус). В его книге «Лаппония», вышедшей в свет в 1673 г. читаем: «Кроме этого часто молодые лопари устраивали борьбу: они разделились на равные друг другу по численности партии, сходились на определенной черте и схватившись попарно за пояса, старались свалить противника. При этом всякий обман и хитрость были строго запрещены, и прибегнувший к тому или другому исключался из участия в игре».

Встречается также разновидность этой борьбы, в которой соперники ведут схватку с применением подножек и бросков с помощью ног. Для победы необходимо бросить противника на землю.

В некоторых местностях саамы соревновались в вольной борьбе: «После проводов в честь «приезда весны» устраивают танцы, игры, гонки на оленьих упряжках, состязания по различным видам вольной борьбы. Победители в играх получают подарки». В этом виде борьбы соперники выполняли захваты руками за одежду произвольно, но только выше пояса. Широко применялись разнообразные зацепы ногами, подножки, некоторые приемы с болевым воздействием на суставы и т.д.

Одна из разновидностей вольной борьбы имела чисто ритуальный характер и была связана с культом божества, которого сами саамы считают своим предком и называют Мяндаш («Человек-олень»): «Наши предки были оленями» — говорят саамы. Во время осеннего оленьего праздника на Кольском полуострове, по рассказам стариков записанным в 1925 г. журналисткой Зинаидой Рихтер, проводились схватки «молодых лопарей, которые выходили на бой голыми, с оленьими рогами на голове. Победитель получал в награду самую красивую девушку». Чарнолуский В.В. описывает один случай, который произошел примерно в 1900 г. с неким Тимофеем Чупровым. Он однажды «увидел многих лопарей, все они были нагими, как мужчины, так и женщины. Мужчины на головах имели оленьи рога. Они боролись между собою из-за женщин».

Обычно, схватки борцов были непременной частью праздников. Например, у скандинавских и финских саамов соревнования по борьбе устраиваются в праздник прихода весны, на свадьбах и т.д. Устраивались схватки также «на вызов», когда какой-нибудь силач, узнав о себе подобном, вызывал того на состязание. Иногда такие поединки носили «международный» характер. Пастор магистр Торнеус в своем «Описании Торнеосской и Кемьской Лапландии» (1672 г.) дает описание поединка саама Олофа с карелом, которых тогда сами саамы нередко именовали русскими: «Но все-таки хвалились Русские, что в их земле есть такой богатырь, что одолеет Олофа, и звали его с собою в Россию померяться силами с карельским богатырем. Олоф вызов принял и пошел с Русскими в землю их. Как сошлись оба богатыря, то стали здороваться, пожимая друг другу руки, причем Русский крепко сдавил руку Олофа. Тогда Олоф схватил своего сопротивника за туловище и кинул его наземь. Русский поднялся и накинулся на Олофа, но снова был брошен наземь. Олоф предостерег его не пытаться больше своего счастья, но Русский с яростью на него бросился. Олоф опрокинул его в третий раз и избавил его от труда подыматься».