Хакас курес («хакасская борьба»); тадар курес («хакасская борьба»; тадар — одно из самоназваний хакасов) или курес — традиционная борьба хакасов, тюркоязычного народа Сибири. Борьба ведется с обязательным захватом за пояс (хур) соперника или, как это было в прошлом, заменяющую его веревку871: «Соскочили с коней и стали бороться. Три раза вдруг повернулись вокруг и оборвали кушаки. Побежали к лошадям своим, отвязали чумбуры, подпоясались ими».

Во время борьбы запрещалось наносить удары ногой, делать подсечку выше колена, ставить подножку. По хакасским правилам противник считался побежденным, если он прикоснулся к земле любой частью своего тела или упал па четвереньки. Если после броска противник приземлился на ноги, то борьба продолжается.

Тренер и педагог Л.Н. Сагалаков, исследовавший хакасскую народную борьбу в своей книге «Курес. (Хакасская национальная борьба)» пишет о ней так: «Во-первых, в борьбе не принимались во внимание весовые категории. Во-вторых, не было узаконенного регламента. Один борец мог бороться до тех пор, пока не побеждал по очереди всех желающих или же не проигрывал сам. При встрече двух борцов схватка прекращалась лишь тогда, когда один из них в течении трех встреч дважды оказывался на лопатках. В-третьих, все приемы проводились действиями ног и бросков через бедро и т. д., руки во всех случаях от кушака не отнимали, хотя были и есть борцы-любители, которые отпускают левую руку при проведении приемов.

По обычаю победитель одной или нескольких встреч не имел права отказываться от новых партнеров, которых зрители выдвигали на встречу с ним. <…>

Праздники не проходили без борцов. Интересные схватки по борьбе были на свадьбах, особенно если молодожены оказывались из разных деревень, то родственники молодых обязательно выставляли своих борцов. О том, как проходили состязания по борьбе на свадьбах, рассказывает старожил из села Казановки Аскизского района Манса Майнагашев: «Раньше молодежь очень увлекалась борьбой. Юноши с малых лет принимали участие в соревнованиях. На свадьбу вместе с хайджи возили сильных борцов. Родственники от жениха и невесты устраивали встречи между собой. Обычно в каждой деревне были борцы — любители, которых народ воспевал в своих песнях».

Элементы борьбы встречаются во многих хакасских народных играх. Например, в одной из них «человека, лежащего на вытяжку нужно поднять до положения стоя, взявшись за обе ноги ниже колен. Сделать это могли лишь физически очень развитые