Хапсагай («проворный», «ловкий», «быстрый»); хапсагайдаИан тустуу (букв.-«борьба ловких») или тустуу («борьба») — якутская национальная борьба. Представляет собой борьбу вольного стиля с захватами руками за любую часть одежды и тела как выше, так и ниже пояса. Схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле, с очень активной работой ног. 

Наиболее известными приемами борьбы (тустуу ньымалара) являются: сваливание соперника захватом головы и ноги (тюргэн), бросок передней подсечкой (халбарыйан тэбии) и другие. Многие приемы соединены в многоступенчатые комбинации, например, когда «атакующий захватом одноименной руки проводит перевод рывком — защищающийся в это время вырывает руки и обычно раскрывает ноги — тогда атакующий проводит сваливание захватом обеих ног».

Определение победителя носило территориальные различия. В ряде мест, как и в современном хапсагай, победителем считался тот из борцов, кто вынудил своего соперника хотя бы на мгновение коснуться земли «тремя точками». В других местах поражением уже считалось касание земли любой частью тела выше колен, включительно. Иногда для победы необходимо было бросить соперника на землю спиной вниз.

Независимо от времени года, даже в самые лютые морозы, борцы выходили на схватку обнаженными, одетыми только в шорты из ровдуги (мягкой кожи лося без шерсти) или штанахы. Как правило, тело предварительно смазывалось жиром. Один из очевидцев, наблюдавший хапсагай во второй половине XVIII в. пишет: «раздевшись донага, только оставив на себе одни штаны, и с разбега соединясь друг с другом и ударя одним другого по бокам, а потом ухватясь за свои штаны и ногами сплетясь, бросают о землю». Правда, в некоторых местностях боролись одетыми, также независимо от времени года.

Деления на весовые категории, в отличие от современной якутской борьбы, не было, и часто случались ситуации, когда против огромного силача тяжеловеса выходил борец миниатюрных размеров (что, впрочем, не мешало ему претендовать на победу и ее завоевывать). Не было ограничений и по времени — схватка могла длиться по нескольку часов, а иногда «когда спор бывал особенно принципиален — случалось, продолжался в течении целого дня».

В прошлом на соревнованиях распорядители строго следили за тем, чтобы соперники до самого начала схватки друг друга не видели. Как пишет В.Л. Серошевский «имена борцов хранились в тайне до последней минуты »878. Борцы сами или в сопровождении секундантов выходили на поединок закрытыми с ног до головы плотным замшевым покрывалом.

Соревнования по борьбе устраивались во время проведения различных праздников, главным из которых является «Ысыах» — «весенне-летний кумысный праздник». Главным и самым почетным призом победителю на этом празднике было «мюсэ» — вареная бедренная часть животного с мясом в верхней ее части. Впрочем, бывало и по-другому. И.А. Худяков, отбывавший ссылку в Верхоянске с 1867 по 1876 гг. и лично наблюдавший различные игры и состязания якутов, пишет: «побежденному показывают оскорбительный кукиш, запачканный землею (буордаах кукушка), а победителю — стакан с кумысом, песня в его честь или чарку водки».

Во времена Советского Союза в соревнованиях по хапсагаю стали участвовать и женщины. В 1944 г. соревнование женщин было включено в программу летней республиканской спартакиады Якутской АССР. В Чуранче в те же годы борьба была почти женским видом спорта — соревнование в хапсагае проходили среди двенадцати пар женщин.

В исторических преданиях якутов рассказывается, что в некоторых из родов обучение борьбе как и стрельбе из лука, а также умению уворачиваться от стрел, начиналось с трехлетнего возраста.

Обучение иногда проходило под руководством человека, который специализировался на воспи¬тании и подготовке профессиональных воинов. Секреты мастерства и способы подготовки каждый борец или «борцовская семья» держали в тайне. Известны случаи, когда борцы, готовясь к соревнованиям, уходили далеко от населенных пунктов, чтобы никто не мог узнать их секреты.
Интересно отметить, что якуты учились бороться не только по принципу «один на один», но и тому как в одиночку противостоять нескольким противникам, либо групповой командной борьбе. Связано это с тем, что именно в таком виде иногда устраивались соревнования по борьбе.
Называется такая борьба хомуур тустуу или хомуур хапсагай. Участники соревнований делились на равные по числу команды. В ходе схватки нескольким участникам разрешалось атаковать одного человека, возможны были и другие варианты. По договорен¬ности, несколько сильных и уверенных в себе борцов могли также вести борьбу с многочисленной группой нападающих.