Хъат кьаби («удар руки») — оригинальный вид борьбы, представляющий собой своеобразный сплав борцовских приемов и элементов кулачного боя, который практиковался у дагестанского народа багулалов 904 , в особенности, среди членов традиционных мужских союзов «Игьиби». В них набирались холостые мужчины в возрасте от 15 до 40 лет (доступ имели также и женатые), которые жили вместе от начала весны до осени в боевых башнях. Там же они проводили время в тренировках в борьбе, воинских упражнениях и увеселениях. Дагестанский ученый М.А. Дибиров, зафиксировавший эту борьбу, дает ей следующую характеристику: «В борьбе хъат кьаби разрешались не только борцовские действия, но и болевые приемы, наподобие приемов самбо и дзюдо. Кроме того, в ней позволялось наносить друг другу удары рукой с разжатой кистью (удар кулаками запрещался), разрешались удары ногами. <…> Нами зафиксировано более 60 атакующих и контратакующих приемов этой уникальной народной спортивной борьбы бугулальцев, которая являлась отличным средством привития занимающимся боевых навыков самозащиты и нападения, необходимые при рукопашных поединках» .

Борцовские традиции багулалов не ограничивались одной лишь хъат кьаби, что само по себе не удивительно, поскольку одно из толкований слова багулал — «богатыри». Военно-прикладную направленность имело также такое состязательное единоборство как дугlu, которое заключалось в том, что два соперника с веревками в руках старались с помощью приемов борьбы свалить друг друга и связать по рукам и ногам. Известна также борьба в стойке с произвольными захватами руками за тело и одежду соперника (не ниже пояса) и приемами с помощью ног.

Школой борьбы, помимо союза «Игьиби», были также «жаналъи» — общества мужчин. Члены этих «клубов» в количестве 15-20 человек, ежегодно в течении двух-трех зимних месяцев проводили свой досуг в своеобразных мужских домах «гъоркьо рухъ» («общий дом») или «щебилъи» (в селениях Хуштада и Тлонода). Женатые мужчины могли провести ночь с четверга на пятницу у себя дома, а все остальное время, не отделяясь от остальных членов «общего дома», проводили в пиршествах, развлечениях, тренировках в борьбе и некоторых других единоборствах. Почти во всех селениях рядом с мечетью размещались общественные площади «корт», на которых проводились общесельские празднества и торжества, игры и состязания. Они также являлись местом, где мужское население в свободное от работы время собиралось для обсуждения разных общественных вопросов и развлечений. В теплое время года во время различных календарных праздников там же проводились тренировки и состязания в борьбе.