Соревнуются между собой не только мужчины, но также девушки и женщины. состязания по борьбе устраивались не только во время племенных и межплеменных сборищ, но и во время специальных, так называемых «женских» праздников. Например, кульминацией ритуального праздника «Ямарикума» являются поединки в борьбе хука-хука: «Раз в 8-10 лет женщины племени камаюра надевают мужские плюмажи и ожерелья, раскрашиваются как воины и разыгрывают спектакль захвата собственного поселения. Этот ритуал называется «Ямарикума», в память об исчезнувшем племени, где правили женщины. Затем проходят на земляной площадке состязания по борьбе «хука-хука».

Принимая участие в соревнованиях, каждый из борцов неизменно, на протяжении не одного столетия, придерживается определенного неписаного кодекса поведения. Ф.С. Фесуненко, лично наблюдавший борьбу хука-хука, пишет об этом так:

«У них у «примитивных», «диких», «недоразвитых» индейцев куда больше, чем у нас, развито чувство уважения к противнику. Ни один из них никогда не позволит себе как-то продемонстрировать свое превосходство, унизить или оскорбить побежденного соперника. Не станет бурно ликовать, кричать, радоваться: этим он проявил бы неуважение к проигравшему. Когда кончается схватка, победитель, как бы он ни был силен, как бы легко ни досталась ему победа, всегда поможет поверженному сопернику подняться и никогда не унизит его каким-то оскорбительным или неуважительным отзывом или жестом. Наоборот, победитель очень часто произносит по окончании схватки нечто вроде утешающего заявления, обращаясь к поверженному с такими примерно словами: «Сегодня я тебя победил, потому, что мне повезло, потому, что мне улыбнулось счастье: ты случайно поскользнулся и упал. Но вообще-то ты гораздо сильнее меня»

Точно так бывает и перед началом «товарищеского матча» двух деревень: вожди или «представители команд» обмениваются приветственными речами, где каждый старается всячески восхвалять соперников и принизить достоинства своего собственного племени: «Раньше мы были сильны и велики, но сейчас мы совсем ослабели, и вы должны легко победить нас. И когда вы победите, это будет заслуженная победа!».

Обучение борьбе начинается в племенах шингуано с раннего детства. Особенно много знаний по борьбе они получают во время обучения в мужском доме. Этнограф Л. Соарес Фаррейра отмечает: «Во время затворничества мальчики учатся ремеслу и борьбе «хука-хука». Довольно часто тренировки проводились под руководством специалистов по борьбе (у мехинаку они известны как kapinyekehe), о чем свидетельствуют очевидцы, побывавшие в этих племенах: «В каждой деревне, в каждом племени имеются десятки «специалистов узкого профиля», десятки мастеров, в совершенстве знающих какое-то ремесло или церемонию. Есть у них специалисты по изготовлению луков и стрел… и специалисты по борьбе».

На этих тренировках молодые борцы получали не только практические навыки, но и знания о магии, которые могли быть использованы, как на соревнованиях, так и во время тренировок. К примеру, наставники объясняли, что за некоторое время до соревно¬ваний будущим участникам нужно отказаться от сексуальных утех, так как близость с женщиной ослабляет мужчину и увеличивает шанс быть поверженным. Антрополог Томас Грегор, изучавший жизнь мехинаку, упоминает случай, когда проигравшего в схватке заподозрили в нарушении запрета иметь связь с женщиной и после проверки так оно и оказалось:

«Калувана была в изоляции подростков. Он хотел быть чемпионом среди борцов, и на этом были сконцентрированы все его мысли. А ночью Калувана посетил своих подружек и был секс. Во второй половине дня он посетил их дома, и лежали они в своих гамаках. Когда Калувана боролся, даже самый слабый из борцов бросил его на землю. На межплеменном фестивале самый молодой мальчик легко одолел его. Наконец старый шаман подошел к нему и сказал: «Калувана, ты слабый. Дай мне посмотреть на тебя». Шаман провел ладонью по телу Калуваны и неожиданно снял немного волокна от одежды прикрывающей лобок женщины. Калувана боролся снова и был гораздо сильнее, но все же он был повержен».