Хука-хука (huka-huka) — традиционная борьба, которую практикуют индейские народы группы шингуано (камаюра, яулапити, мехинаку, трумаи, куикуру, колапало и некоторые другие), проживающие в верховьях р.Шингу (приток Амазонки) в Бразилии. Название хука-хука стало общепринятым для борьбы индейцев шингуано на Играх коренных народов, которое проводятся в Бразилии. В действительности, этот термин употребителен лишь у некоторых племен, например, у яулапити и камаюра. У других индейских народов она известна под своими исконными названиями, например, капи или каапи (kapi) у ваура, капин (kapin) у мехинаку. Близкие к шингуано бакаири называют борьбу словом Tdddwinpadyly или Tadainpudili.

Хука-хука представляет собой борьбу вольного стиля в стойке с произвольным захватом за тело и надеваемый перед схваткой «борцовский» пояс. В некоторых племенах схватка по традиции начинается из положения стоя, однако в большинстве случаев в качестве исходной позиции принято становиться на колени. Если борцы начинают борьбу с колен, то они стараются встать на ноги, чтобы произвести захват ноги соперника и последующий бросок: «борцы становятся друг против друга, наклоняются и начинают угрожающе рычать, стремясь «запугать» противника.

Потом они принимаются медленно ходить вокруг какой-то воображаемой точки, лежащей между ними, затем падают на колени и начинают ерзать на четвереньках, продолжая вращательное движение. Их головы сближаются, они хватают одной рукой соперника за шею, другой за руку, подымаются на ноги, и тут начинается собственно борьба, продолжающаяся до тех пор, пока кто-то из двоих не окажется на земле».

Традиционно, соревнования по хука-хука проводятся во время самых разных праздников и торжеств, к которым борцы готовятся особенно. Победа на соревнованиях -это возможность повысить свой статус в племени, получить расположение духов и расположить к себе прекрасную половину индейского общества. Согласно исследованиям американского антрополога Томаса Грегора, у мехинаку победитель считается более мужественным, за ним буквально бегают женщины, тогда как поражение в борьбе считается постыдным и унижает мужское достоинство.
Иногда устраиваются матчи и между отдельными племенами. Описание одного из таких состязаний дает известный исследователь традиционной жизни индейцев Амазонки А. Кауэлл:
«Хука! Хука! Хука! Хука!» — Воздух внезапно потрясли низкие, ворчащие звуки. Их издавали мужчины, которые принялись обхаживать друг друга, сильно притопывая ногами. Затем началась борьба. Темные тела индейцев закачались над землей, сверкая на солнце красными, желтыми и синими поясами из хлопка. <…>

Когда я впервые увидел борьбу, из хижины вождя к центру деревенской площади вывели здоровенного воина из племени калапало. Тело его было раскрашено. Он встал, пригнувшись над местом схватки. Воин этот напоминал быка в кольце врагов, зверя, окруженного толпой, но чувствующего свою силу и готового на бой. Две минуты он стоял спокойно и недвижимо. Затем вперед вышел воин камаюра и небрежным жестом зачерпнул ладонью пыль у ног калапало; калапало сделал то же самое. Вызов был принят. Прозвучал сигнал к бою. Твердые пятки колотили по земле, грудь у обоих борцов угрожающе вздымалась, но, в сущности, схватка была пустяковой, и камаюра вскоре победил. Калапало дали минутную передышку, затем другой камайюра быстро нанес ему новое поражение. Один за другим выходили воины камаюра, и калапало все больше слабел, потом стал задыхаться, все ниже склоняя голову посреди залитой солнцем враждебной деревенской площади. В конце концов, он не принял один вызов, потом другой, потом третий. Тогда в центр площади вышел «друид» камаюра и стал тонким голосом, нараспев дразнить врага. В знак унижения калапало вываляли в пыли, но не было пролито ни капли крови, и в остальном, деревня оказала ему радушный прием.

У племен группы шингуано некогда кровопролитные войны уступили место таким бескровным состязаниям, а сегодня, во время первого большого праздника, за которым должен был последовать куаруп, борьба имела и другое значение. Дело в том, что за час до начала состязаний в деревню явился вождь племени мехинаку. На голове у него красовался роскошный убор из желтых перьев арара, его сопровождали женщины, обвешанные синими и белыми бусами, ярко выделявшимися на их раскрашенных красных телах. Вождь занялся «легкой борьбой», демонстрируя дружбу между своим племенем и племенем Такумана. Его предшественник, умерший год назад, был выходцем из племени камаюра, а жена его была мехинаку, и поэтому обоим племенам предстояло быть хозяевами на празднике куаруп. Они должны были угощать другие племена и в состязаниях с ними выступать совместно».

Продолжение …