У хваршинов, проживающих в Западном Дагестане, популярностью пользовалась борьба в стойке без продолжения схватки на земле и без проведения захватов руками ниже пояса. Для победы необходимо было бросить или опрокинуть соперника на землю.

Соревнования борцов были непременным элементом ряда традиционных календар¬ных праздников каким, например, является «Праздник первой борозды» («Ис бегъа»). К соревнованиям на этом празднике готовились особо. Тренировки борцов под руководством отца или деда обязательно устраивались в отдельных семьях. Борцы готовились также и в своего рода «школах физической культуры» — объединениях мужчин на сезонных сборах мужского населения. Исследовательница культуры хваршин М.К. Мусаева пишет:

«Особое место в быту хваршин занимали пережиточно сохранявшиеся к исследуемому времени объединения мужчин — гьоркь рукъ (общий дом). Как считают исследователи, эти объединения восходят к древнейшему и сложному социальному институту — мужским союзам первобытности. Подобные мужские объединения зафикси¬рованы исследователями у многих народов Дагестана. У хваршин собирались по 10-15 человек физически крупных мужчин и юношей, в один из домов по договоренности. Например, в с.Хварши был специальный дом, в с.Квантлада собирались в доме Пильму в местности Квеле, у Аличо тоже была такая комната. В большой бочке заранее делали бузу (орода), вскладчину приобретали быка, и еще по очереди резали по барану, чтобы свежее мясо не переводилось и так до самой весны. Каждый день по очереди женщины (жена, сестры) пекли для них хлеб и приносили, причем оставляли у дверей, сами туда не заходили. Хинкал мужчины готовили себе сами. Изредка по очереди женатых мужчин отпускали на ночь домой, отлучившихся без разрешения, привязывали на несколько дней к центральному столбу в качестве наказания. Заранее выбирали 2-3 сильных мужчин, которые должны были в течение зимы подготовиться к участию в борьбе на Празднике первой борозды. Их подготовке уделялось особое внимание; будущих борцов усиленно 3 раза в день кормили мясом, каждый вечер смазывали маслом тело и завернув в ткань (боз) укладывали спать. Днем потихоньку друг с другом тренировались».

Как и у ряда других народов Дагестана хваршинские женщины также владели навыками борьбы и по силе и ловкости порой не уступали мужчинам. Особенно это проявлялось в обычае бороться в первую брачную ночь. Известный этнограф С.Ш. Гаджиева пишет: «…в первую брачную ночь между женихом и невестой происходили различного рода состязания, которые у разных народов имели свои особенности. Иногда происходила настоящая схватка, единоборство. Последняя бытовала у хваршинцев, багулалов, чамалалов, тиндалов, у части аварцев (общества Кудали, Ругуджа, Кедер, Кутлаб, Гочоб, Кахиб и др.). Готовя невесту для состязания с женихом, на нее надевали трудно растягиваемую поясную одежду, пришивали одно одеяние к другому, перетягивали ее крепким поясом «девственности» и шерстяным шнуром «мухулчбакъ». Бывало, что ей брили голову, чтобы жених во время борьбы не мог схватить ее за волосы. Для того, чтобы молодой легче было бороться, ее натирали жиром. <…> чем больше сопротивлялась невеста, тем больше она выигрывала в глазах окружающих. Бывало, что новобрачные боролись всю ночь, и никто не мог одержать победу. Тогда борьба переносилась на вторую ночь.<…>. Такую длительную борьбу объясняли слабостью жениха. В этом случае в посрамление жениху и для оповещения о ловкости и силе невесты у багулалов, хваршинцев, тиндалов ставили на крышах домов родственников жениха вертикально катки, используемые обычно для утрамбовывания глинобитной крыши, или пригоняли ослов».