Яглы гюреш (yagli gure§ — «масляная борьба») — вид борьбы в Турции. Турция -страна с этнически разнообразным тюркоязычным населением, где локальные меньшинства практкиуют свои традиционные виды борьбы, основными среди которых является борьба вольного стиля «в обхват» и «на поясах». Все эти виды борьбы обозначаются общетюркским термином гюреш (гюлеш), что означает «борьба». Так, например, у жителей р-на Хатай Казантип на юго-востоке Турции вблизи сирийской границы практикуется борьба вольного стиля в коротких накидках из овчины (аба) — аба гюреш; у жителей северо-востока причерноморья существует борьба в стойке исключительно с помощью ног — шальвар гюреш (§alvar — род штанов свободного покроя) и др.

На состязаниях по борьбе, о чем свидетельствуют побывавшие в разные столетия путешественники и исследователи, прекращалась национальная и религиозная вражда. Так, жена английского консула в Турции середины XIX в. в своих мемуарах отмечает: «…забава, интерес к которой еще сохранился во всех классах населения, это борьба, которая обыкновенно происходит на окраине города. Чтобы полюбоваться этим зрелищем, большая часть населения выходит за город и усаживается тесным кругом. <…> В этой борьбе между противниками, будь они турки, христиане или цыгане, не проявляется никакого ожесточения».

Наиболее известной и популярной как среди простого народа так и воинских сословий прошлого и настоящего занимает традиционная турецкая «масляная борьба» (яглы гюреш), в которой борцы перед схваткой смазывают свое тело оливковым маслом. Яглы гюреш эволюционировала из общетюркской борьбы вольного стиля каракуджак гюреш во времена экспансии Османской империи на Балканах. (См.: Каракуджак) Подобная разновидность народной турецкой борьбы была зафиксирована и очень хорошо описана известным тюркологом В.А. Гордлевским:

«В четверг бывает борьба (гюлеш), об этом заблаговременно извещаются жители города и окрестных деревень. Недели за две пехливаны начинают готовиться: едят изюм, орехи, миндаль, фисташки, вообще все, что укрепляет организм, постоянно тренируются, вступая в борьбу с товарищами: прохаживаясь или сидя, берут в руки два камешка, величиной с грецкий орех, и все сжимают их, чтобы развить силу в пальцах и руках.

Играет музыка. Пехливанов охватывает первая дрожь, они не могут уже спокойно сидеть на местах. Сперва разуваются 2 парня лет 15 — 16, тело покрыто у них специальной одеждой (кисбет), вощаной или из сафьяна. Юноши выходят на середину, а там уж стоит пехливан: он левую руку их кладет на колено, правую на лоб; юноши склоняются, а старик, опустив свои руки им на спину, говорит:

«Аллах, Аллах илла’ Аллах!

Jujuт чикмыш меjдяне,

Икиси бир биринден мердане,

Икисинин ишини — де Аллах анара!»

(Перевод: Аллах, Аллах, один Аллах — бог; вот молодец вышел на арену, один храбрее другого, да преуспеют они в своих делах!).

Произнеся эти слова, старик ударяет их легонько по спине и толкает вперед. Пехливаны, встряхнувшись (пердах етмек), двигаются по кругу. Хлопая друг друга по рукам, они три раза бросаются на противника и немедленно оставляют его, а на четвертый раз уже плотно охватывают друг друга, и выпускают противника только, когда победят. После этого оба встают и положив руки друг другу на плечи, подходят к «агам» и получают бакшиш. Затем борется вторая пара и т.д. Борьба все разгорается, выходят все более и более опытные пехливаны (первые пехливаны называются кара гюленги). Когда останется 8 — 10 борцов, отбирают между ними 3-х самых смелых и говорят: «Ну, ты будешь первым (баш), ты вторым (орта), а ты — третьим (ajak)»; обращаясь к остальным говорят: «Ну, а вы боритесь из этих трех с кем хотите». Если кто победит отборных, занимает их место. Старый пехливан, между тем, выкрикивает: «первому — буйвол, второму — бык, третьему — баран». Со стороны невесты (если среди борющихся и жених есть) назначаются в награду платки и т.д».

Время, когда турецкие борцы начали смазывать свое тело жиром или маслом, как это практикуется по всему Средиземноморью, в Малой и Средней Азии, а также Индии, точно неизвестно. Специалисты считают1006, что обычай пользоваться оливковым маслом для массажа и укрепления тела пришел из Греции с расширением территории Турции во времена Османской империи и определенной «спортивизацией» турецкой борьбы под влиянием классических древнегреческих традиций. Однако в Греции борцы никогда не использовали масло во время борьбы, равно как это запрещалось делать и в народном каракуджак гюреш. Со временем, привычка смазывать тело масло с целью затруднить взятие захвата соперником стала правилом и, таким образом, родилась «масляная борьба».

Продолжение …