Во второй половине XIV в. борьба как элемент воинского воспитания, а также как развлечение стала очень популярна в и получила поддержку со стороны султана и религиозных исламских лидеров («шейхов»). В столице Османской империи Бурсе была учреждена первая здание-школа по обучению воинским искусствам и борьбе (Гюрешчилер тэккэси), а в 1360 г. с переводом имперской столицы в г.Эдирнэ, там было основано второе такое учебное заведение. Борьба также пользовалась популярностью при при дворе султана, где часто проводились борцовские турниры и показательные выступления.

Самих борцов в Турции называют словом пехливан, которое имеет персидское происхождение и означает «богатырь», однако в Османской империи им назвали также лиц, занимающих высокие посты (управляющих, военных офицеров и др.), и даже просто выдающегося и сильного человека. Для обозначения борцов гюреш этот термин начинает использоваться с XVI века, когда борьбе оказывал покровительство сам султан Сулейман «Великолепный» (1520-1566). На сохранившихся миниатюрах, датируемых 1500 г., можно наблюдать борцов в кожаных штанах, демонстрирующих перед ним свое искусство во дворце. В эпоху султана Мурата III (1574-1595) Османская империя существенно расширила свои территориальные владения и, к тому же, турецкие борцы активно контактировали с персидскими, что сказалось на их борцовской технике.

В Османской империи упомянутые выше школы-тэкке, служившие, в первую очередь, религиозными центрами исламских суфийских орденов, не были сконцентрированы исключительно в ее столице Стамбуле, а были разбросаны по всей территории страны. В записях средневекового автора Эвлия Челеби о посещении тэкке упоминается, что во время ежегодных войсковых парадов в Стамбуле в рядах войск султана шли также борцы, по ходу демонстрировавшие различные приемы борьбы. В этом же литературном источнике также говориться, что наиболее известные школы-тэкке, где изучали борьбу, были расположены в местах Куджук Пазар (школа «Шуча Тэккеси») и Зейрек (школа «Дэмир тэккеси»). Обе этих организации просуществовали с момента своего открытия по указу султана Мехмеда II (1451-1481) в XV в., вплоть до закрытия в начале XIX в., когда начались гонения на элитное войско сулатана — янычар. В 1826 г. они были ликвидированы по приказу султана Махмуда II (1808-1839) вместе с тэкке суфийского ордена «Бекташи», служившими опорными пунктами войска янычар. Однако гонения не коснулись борцов непосредственно, поскольку Махмуд II очень любил борьбу и лично покровительствовал таким известным борцам того времени как Ахыскалы Махмуд Пехливан, Икиз Осман и Бурсали Мехмед Пехливан. Наиболее часто схватки борцов проводились в таких местах Стамбула как Йени Бахче Джаир вблизи Ок Мейдан, местечке Йени Капы к востоку от мечети Сулейман Паши, а также а районах Коджа Мустафа Паша, Йедыкыре, Кадирга и Кяытханэ.

Сын султана Махмуда II, Абдул Азиз (гг.правл.1861-1876) унаследовал любовь отца к борьбе и во время церемонии интронизации даже пригласил для выступления борцов во главе с известным борцом-пехливаном Йозгатлы Хасан Пехливан, а впоследствие, в местечке Ыхламур учредил центр по обучению борьбе Сая Оджаы, где также проводились боцровские поединки. Однако пришедшие к власти после него правители борьбу не жаловали и профессиональные борцы были вынуждены искать себе средства к существованию и ездить по провинициям с показательными выступлениями. Практически все региональные центры борьбы постепенно исчезли, кроме находящихся в самой столице.

Продолжение …