В настоящее время «масляную борьбу» в Турции можно увидеть на местных праздниках практически по всей Турции, а также во время своеобразной «турецкой олимпиады» — праздника «Кыркпынар», который традиционно проводится ежегодно в старой столице Турции Эдирне. Этот праздник связан со старинной легендой, рассказывающей о том, что однажды в XIV в. сорок воинов из передовых частей сына османского султана Орхана Сулейман Пашинаходясь в походе в Румелии, остановились на очередной привал в окрестности г.Адрианополь. Поход был крайне тяжелый и, чтобы снять усталость, 40 воинов устроили поединки по борьбе. Все схватки вскоре закончились и только два борца никак не могли решить, кто же из них сильнее. Они боролись до тех пор, пока оба не погибли. Воины с почестями похоронили товарищей на месте поединка, а когда вернулись назад спустя некоторое время то обнаружили, что этом месте забил родник. В честь сорока воинов султана впервые ступивших на эту землю, место было названо «Кыркпынар», что означает «сорок ключей».

С тех пор там ежегодно проводятся состязания по «масляной борьбе». Хотя после распада Османской империи Кыркпынар стал принадлежать Греции, традиции соревнований все же остались и их стали проводить в турецком Эдирне. С начала 1990-х гг. игры Киркпынар вышли за пределы своей исторической родины и приобрели популярность в Европе, особенно в Голландии, где ежегодно проводится местная версия этих соревнований. Также, состязания по яглы гюреш весьма популярны и в Японии.

В Эдирне фестиваль Кыркпынар проводится в июне месяце — тогда там собираются борцы со всей страны в количестве от нескольких сотен до тысячи человек. Состязания продолжаются в течение трех дней. Все участники разделены на 11 дивизионов (от школьников до 40-летних мастеров) по степени опытности борцов, дивизион самого высокого ранга называется баш (от Bas — «голова»). Поединки проходят на травяном газоне, где борются одновременно по несколько пар участников. Руководит всем действом организатор-распорядитель чазгыр (cazgir).

Поединки в яглы гюреш ведутся без ограничения времени и борьба может длиться часами под палящим солнцем . Турнир начинается с молитвы за состязающихся, после чего борцы, одетые в кожаные штаны кысбет, приветствуют друг друга, прикладывая руку к голове, и обильно поливают свои тела оливковым маслом, зачерпывая его чайниками из общего котла. Схватки начинаются под звуки барабана (давул) и флейты (зурна) — музыка не умолкает все время, психологически поддерживая борцов.

Наиболее важная (и единственная) часть униформы борцов — это кожаные штаны кысбет (или кыспет), которые подкатывают немного снизу так, чтобы их длина была чуть ниже колена. Изготовлены они обычно из телячьей или бараньей кожи. Раньше их делали из шкуры водяного буйвола и тогда такие штаны весили порядка 13 кг. Кысбет был заимствован у персидских борцов, когда в 1591 г. группа пехливанов из Персии посетила Турцию. Это случилось спустя год после подписания мирного соглашения между султаном Муратом III и персидским шахом. До этого турецкие борцы боролись в шерстяных или хлопчатобумажных шароварах. Интересно отметить, что в настоящее время в Иране борцы кошти (см. Кошти) борются в шелковых штанах из ткани с орнаментом, которые турки называют пирпет. Кысбет хорошо защищает ноги от поверхностных повреждений, а его облегающая форма подчеркивает мужественность и силу борцов, что очень цениться в Турции. В поясе кысбет затягивают веревкой, он также имеет защитную фетровую прокладку в области колен и металлическую пластинку с именем борца, пришитую сзади.

Продолжение …