Кысбет — это своего рода символ «совершеннолетия» борца, поэтому начинающие пехливаны могут носить их только с разрешения наставника (уста), для чего проводится специальная церемония. На ней присутствуют родственники, гости и известные борцы. В начале церемонии один из борцов читает суру Корана «Фатиха» в честь легендарного создателя турецкой борьбы Хамза Хазирет, молодой борец — герой дня, возносит молитвы Аллаху, принимает из рук наставника кысбет и почтительно целует пояс. После этого, впервые одев кысбет на себя, борец умащивает тело оливковым и розовым маслами, почтительно приветствует своего учителя и старших борцов, и на том же месте где проводилась сама церемония, выступает в схватку с другими молодыми борцами, выражая таким образом благодарность гостям.

Борцу засчитывается победа в схватке, если он прижал соперника спиной к земле; перевернул его спиной вниз так, что сопернику пришлось для удержания равновесия опереться на землю одним локтем; полностью оторвал соперника от земли и прошелся с ним не менее трех шагов (при этом ноги борцов не должны переплетаться); перевернул соперника вверх ногами и удержал его в таком положении с касанием земли лопатками. Победа возможна также, если соперник сам отказывается от дальнейшей борьбы. По традиции, поражение будет засчитано борцу, кысбет которого будет сорван его соперником, однако этого практически не никогда бывает — борцы уважают честь друг друга. В последний день соревнований проводится схватка за звание главного борца, который в наши дни получает в награду «золотой пояс» чемпиона.

«Масляная борьба» вырабатывает у борцов-пехливанов уникальные навыки борьбы, поскольку сделать захват за скользкое тело противника очень сложно. Наиболее приемлимый вариант захвата — за складки на штанах кысбет под коленом в момент приседания, либо за те же складки на бедре, образующиеся при наклоне вперед. Такие захваты за борцовские штаны правилами разрешены. Очень часто борцы выполняют такой трюк: просовывают руку глубоко под пояс кысбета и сжимают кулак, что позволяет хоть как-то «зацепиться» за соперника, в противном случае абсолютно гладкая и сколькая кожа киспета внутри не дает никах шансов борцу на захват. Если же захват удался, то следует мгновенный отрыв соперника от земли, переворот или бросок.

Для яглы гюреш наиболее характерны следующие технические действия: пача казык — атакующий одной рукой подхватывает ногу соперника в верхней части бедра, а второй — держит его за кысбет просунув руку под пояс внутрь, переворачивая таким образом соперника вниз головой; кунде — удержание «замком» на ноги; шак кундеси -бросок с захватом ноги; отурак кундеси — удержание с обхватом верхней части бедра; диз кундеси — удержание захватом поперек пояса сверху с одновременным прижатием колена соперника к земле; тэк капраз вэ будама — переворот соперника ногой за ногу; каз канади тэрс пача — обездвиживание в положении сидя захватом со спины с фиксацией рук и прижатием голени соперника; боюндурук — фиксация головы соперника с прихватом его корпуса под плечами; сармая гырыш — опрокидывание и удержание захватом за ноги и поясницу.

Турецкая борьба — весьма суровый и опасный вид единоборства. Скользкие тела борцов не позволяют провести надежный захват, поэтому часто рука срывается и попадает сопернику в глаз или ухо, либо она застревает в кысбете, что при резком движении приводит к вывиху или перелому. Нередки также сильные удары локтями и коленями, ущемление гениталий, переломы конечностей и травмы позвоночника из-за бросков на довольно жесткую травяную поверхность. К этому следует добавить, что схватки в традиционном гюреш проходят очень яростно: «Пехливаны приходят во время борьбы в ярость, иногда приключается и смерть. Рассказывают, что на одной свадьбе вступило в борьбу два пехливана (османца) не знавшие силы друг друга, и вот один начинает посмеиваться над другим; придя в ярость, тот схватил противника и так сильно ударил его в грудь, что рука прошла насквозь через спину…».

С оригинальной техникой турецкой борьбы Европа познакомилась впервые в 1894 г. когда группа борцов в составе Кара Юсуф Измаелло, Хассан Нурлулла, Менипша-Эффенди и Кара-Османа приехала в Париж и приняла участие в чемпионате французской борьбы. Среди участников наиболее известен был «ужасный турок» Кара Юсуф Измаелло (1865-1898): «Он был не только сильнейшим среди сильнейших борцов, не имевших поражений, но и с авантюрно-романтической судьбой. До борцовской карьеры — предводитель банды разбойников, действовавшей в горных провинциях Турции. Может это и не так, но такое поверье по сей день живет среди историков борьбы. В любом случае он выделялся крупной фигурой (рост 188 см, вес 123 кг), беспредельной жестокостью, грубостью. Когда Кара Юсуф появился в Париже европейские борцы не составили ему конкуренции — он их легко бросал. Только два раза Юсуф напряг свою силу и почти до смерти изувечил в часовых схватках сильно сопротивлявшихся Ибрагима и Кара Османа, применяя зверские приемы. После французского турне он переехал в Америку и вызвал непобедимого в то время Ребера, который лишь защищался в партере и бегал по ковру. За что и был сброшен турком с помоста. На обратном пути из Америки через океан пароход «Бургундия», на котором ехал Юсуф, затонул во время шторма. Кара Юсуф Измаелло погиб, не успев получить никаких чемпионских титулов, но вписал свое имя в анналы истории борьбы».

Не менее известны в начале ХХ в. были также турецкие борцы Юсуф Исмаил, Ахмед Мадарли, Куртдерели Мехмет и знаменитый Кара Ахмет (1870-1902), который дважды в 1899-1900 гг. завоевал мировую корону на всемирном чемпионате борьбы в Париже. Техника и сила представителей турецкого гюреш сильно поразили публику, и с того времени турцкие борцы стали успешно выступать как во французской (цирковой), так и международных видах борьбы: греко-римской, вольной и самбо.