За пояски (по-другому: боротьба на поясах, поясна боротьба, на пояски, заремеш, за пояски, на уприжимки, навхрест, навкриж) — один из видов традиционной украинской народной борьбы (боротьба, борня, борюкання, бороття, борете, дужання и др.) -борьба «на поясах». Ее описание встречается уже в былинах:

«Брали за ременье за подпрудное,

По колени-то в сыру землю втопталися».

Хотя эта борьба и встречалась в разных уголках Украины, но все же наиболее популярной была в восточных и южных районах этой страны. На протяжении, по крайней мере последних двух-трех столетий она практиковалась в двух основных разновидностях: менее популярной «близкой» и более распространенной «дальней». В первом случае борьба шла почти в полностью в вертикальной стойке, борцы стояли ровно и крепко прижимались один к другому, а во втором — довольно сильно нагибались, что, естественно, усложняло поединок.

Обе разновидности борьбы локально вариативны, что, в принципе, характерно и для других восточнославянских народов: в разных местах традиционными правилами разрешаются или, наоборот, запрещаются подножки, подсечки и броски с помощью ног. Иногда на приемы ногами просто не обращали внимание — каждый из борцов делал то, что умел, или считал нужным, главным было удерживать предусмотренный правилами захват.

Схватка начиналась с того, что соперники сходились, немного нагибались и производили взаимный захват обеими руками крест-накрест за пояса с боков или за спиной, охватывая руками спину соперника. В сельской местности пояс или ремень иногда заменялись веревкой.

Схватившись, борцы с помощью различных бросков (через себя с прогибом, через бедро и др.), заломов спины и других приемов стремились друг друга «вщ земл1 вццрвати, щоб покласти на лопатки», как это было принято в селах Полтавщины, или вынудить соперника коснуться земли коленом или любой другой частью тела выше колен, что встречалось в южных районах Украины. При этом, на протяжении всей схватки было категорически запрещено выпускать пояса из рук. Правда, в некоторых селах, например, на Западной Украине, для исполнения броска одну руку все же разрешалось отрывать от пояса или ремня: «Ниже пояса ни руками, ни ногами ничего делать не разрешалось. Одну руку от веревки или пояса отпускали, но только тогда, когда соперник находился в воздухе и не касался ногами земли».

Сегодня поясная борьба под самыми разными названиями является непременным элементом тренировочного процесса целого ряда направлений и школ современных украинских боевых искусств. Например, она включена в программу обучения «Укратськомурукопашу гопак» («Украинский рукопашныйный бой гопак»).

В возрожденном сейчас пятиборье козацький двобгй есть своеобразный групповой вариант борьбы «на поясах»: «Спортсмены в казацком строю обнимают один одного, схватившись за пояс соперника, и таким образом стремятся бросить его на спину. Кто больше разов это сделает (за установленное время) — тот победитель».

В прошлом, а кое-где и сейчас, борьба «на поясах» как и другие виды борьбы проводилась во время различных календарных праздников, где победителям выдавались призы. В некоторых местностях для победы необходимо было выиграть хотя бы у трех соперников. В других местах нужно было победить более чем трех соперников. Например, такие правила существовали, как отмечает этнограф Е.Ф. Фурсова, у украинцев, проживающих в Сибири: «В ряде украинских селениях (дд. Украинка, Зверевка Северного р-на) к Троице приурачивались крестные ходы. Устраивались спортивные состязания, к которым готовились и девушки и юноши. Первые вышивали кисеты и полотенца, вторые разминались перед участием в борьбе. Нами записаны воспоминания старообрядки, для которой такие соревнования в пору ее детства были в диковинку:«В соседней деревне Зверевке был майдан. Кисеты девки шьют у хохлов, полотенца вышьют, повешают. Боролися. Кто повалит пять человек, тому полотень отдают»».

Интересно отметить, что иногда в этой достаточно силовой борьбе победитель определялся только через несколько дней. В.И. Меркурьев в своей книге о легендарном борце Иване Поддубном, описывая его молодые годы в селе Красэнивка Полтавской губернии отмечает, что: «Нередко поеди-нок
заканчивался вничью и борьба пере-носилась на завтра».

К особо важным и крупным соревнованиям некоторые из потенциальных участников готовились особо. За месяц — два начинали кидать наполненный землей мешок — так «добывали силу» («здобували силу»). Один из бывших борцов рассказывал: «А был в нашем селе такой человек, что вместо мешка кидал через себя, в разные стороны, кружился с поленом (обхватив веревкой!), и, как говорили люди, имел такую силу, что как-то так «кинув полшом об землю, що те розлетшося на багато шматюв-трюок». Но, как отмечают старые люди, самой важной и наиболее эффективной тренировкой были труд, работа и сами схватки.