Запас (zapas — «борьба») — традиционная словацкая народная борьба. Издавна существует в нескольких разновидностях, подразделяемых по территориальному принципу.
Одним из самых распространенных и популярных видов борьбы словаков является борьба «на поясах» — na rameno, za pasy или zaopasky, do kfizku, za kabelky. В этом виде борьбы соперники схватывают друг друга обеими руками крест-накрест за ремни или пояса (pas; opasok) и удерживают этот захват до конца схватки. В зависимости от местности борцы с помощью различных бросков, в том числе, приемов с воздействием ногами на ноги соперника («подножек» -podnozka; hopnutie nohou и др.), пытаются опрокинуть своего соперника на землю. В некоторых местах соперника нужно обязательно бросить на спину.

Стоит заметить, что именно поясная борьба, возможно является одним из древнейших видов борьбы, известных словакам. На это указывает само название борьбы у словаков — zapas или zapasenie, который образован от словосочетания za pasy («запояса») ; встречается также термин pasovacka, обозначающий детские виды борьбы, детскую возню, в которой также присутствует пояс (словацк. pasovat — «бороться (о детях)»). Близкой по правилам и технике к поясной борьбе является борьба «в обхват» (zapas v obchvatu), встречающаяся в горных районах.

Во многих местах Словакии и соседней Чехии независимо от практикуемого вида борьбы существует правило бороться «до трех раз». По количеству побед в трех схватках определяется победитель — если один из соперников опрокидывает или бросает соперника на землю два раза подряд, то третья схватка не проводится.

Популярность борьбы, особенно в горных районах, не угасает и по сей день. Вплоть до начала XX в. борьба являлась обязательным элементом целого ряда народных обычаев. Например, соревнования по борьбе выступали средством выбора вожака молодежной группы. Так, мальчик, чтобы стать парнем (пахалёк), то есть перейти в следующую возрастную группу, должен был бороться с одним из старших:
«Пока молодой парень («sohaj») не показывал себя в борьбе «na rameno» («на ремень») с другим, не имел права называться пахальком» («za pacholka»)».

У словаков существовал обычай борьбы за так называемый косирёк (kosirek) -«перо», которое, согласно народным представлениям, является знаком холостяцкой чести, мужской силы и отваги; молодые люди украшали им свои головные уборы. Известный исследователь Ф.Бартош пишет:

«Косирек был обычно знаком мужской силы и отваги, и только тот «пахалёк» осмеливался украсить себе им шляпу, который не боялся побороться за него с каким-нибудь другим пахальком. Любой парень, носящий «косирек», имел право спросить у другого: «А парень ли ты?» — вызывая его этими словами взяться «za pasy» («за пояса»). Тот, кто побеждал — «zustal viteze», отнимал у побежденного «косирек». Если же вызванный не был уверен в своей силе, ему не оставалось ничего, как сказать: «Нет, брат, отдам тебе его добром». Иной силач («silak») носил по пять, шесть «косирков»; остальные, захваченные им, просто рвал. Порвать у какого-нибудь парня «косирёк» -означало вызвать его на драку «do krve» («до крови»)».

Состязаются у словаков в борьбе не только юноши и мужчины, но и дети. Помимо возни, в которой они пытаются имитировать действия взрослых (pasovacka), в их среде распространено множество игр с элементами традиционной борьбы и других единоборств. Они служат хорошей подготовкой для будущего участия в настоящих схватках. Одна из таких борцовских игр — vazezie cibule, в которой «соперники становятся друг к другу спиной и сцепляют обе руки в локтях. Победителем становится тот, кто сумел перетянуть соперника за установленную черту или взвалил его себе на спину».