Жынжан или джынджан («борьба») — традиционная борьба дунган — потомков китайского народа хуэй, проживающих сейчас в Казахстане и республиках Средней Азии. Туда они перебрались во второй половине XIX в. из Китая (провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзяна), спасаясь от преследований маньчжуро-китайских правителей после подавления освободительного восстания 1862-1877 гг., известного в исторической литературе под названием «Дунганского восстания».

Еще на своей исторической родине дунганские борцы (банжёди жын или банджёди жын) слыли большими силачами (лиленжин). В легендах и преданиях дунган сохранились воспоминания о том, как некоторые из таких мастеров борьбы устраивали своеобразные соревнования «на вызов» (луйтэй) с целью продемонстрировать другим свое искусство и непобедимость.

Согласно дунганскому этнографу М.Я. Сушанло, традиционная борьба дунган представляла собой борьбу в специальной одежде в стойке, с произвольными захватами выше и ниже пояса (за ноги), а также с приемами ногами на ноги соперника. Так, данный автор пишет, что: «До революции (имеется ввиду Октябрьская революция 1917 г. -Прим.авт.) у дунган была популярная борьба, которую устраивали по случаю какого-нибудь праздника. В отличие от современной спортивной одежды, верхней частью одежды, по словам пожилых дунган, борцам служила прочная короткая куртка, повязанная поясом, нижней частью шаровары со свободными широкими короткими штанинами. Во время состязания борцы имеют право браться за верхнюю часть одежды и пояс, а также обхватывать конечности и туловище противника. Могут также применять подсечки и подножку. В этом отношении дунганская борьба очень похожа на вольную, но отличается от нее тем, что бороться разрешается только стоя. Если тело прикоснется к земле тремя точками и любой точкой тела выше колена, то засчитывается поражение».

Подобно тому, как в Китае техника борьбы является составной частью многих стилей и школ ушу, дунганская борьба также занимала свое место в традиционных боевых искусствах. Тот же М.Я Сушанло пишет: «Кроме этого вида борьбы в дунганских поселениях в прошлом устраивались показательные выступления мастеров по владению различными боевыми приемами — «щян гунку», «вуши дэ чуан». Они подразделялись на пять групп:

1) владение головой

2) пальцами рук

3) кулаками

4) туловищем

5) ногами

По рассказам дунган, раньше были специальные люди, которые обучали детей и юношей различными приемам самозащиты и нападения. Некоторые из этих приемов держались в
секрете. В Пишпекском уезде славился знанием «вуши дэ чуан» А. Вондагэр, который по рассказам пожилых дунганей, знал множество приемов самозащиты и нападения».